Pay-to-play или проблемы монетизации Artifact'a

Пару дней назад прошел ознакомительный турнир по Artifact'у, карточной игре от Valve, который продемонстрировал зрителям всю интересность геймплея. Однако вышедший в тот же день FAQ стал ложкой дегтя для всех, кто уже собирался предзаказывать игру. Если верить ему, то после покупки, все игроки неминуемо столкнулись бы с необходимостью платить еще раз за новые карты, или даже игровые режимы. Однако настолько ли все плохо, как может показаться на первый взгляд?

Для тех, кто не в курсе происходящего стоит объяснить суть проблемы. Мы достаточно давно знали, что в Artifact'е не будет никакого аналога внутриигровой валюты и нафармить голды или пыли на карты не получиться. Это вполне логично с учетом того, что одним из краеугольных камней экономики должна стать индивидуальная ценность карт в реальных деньгах, которая превратилась бы в тыкву, если бы разработчики дали игрокам возможность гриндить паки и продавать их.

В ArtiFAQ Valve обозначили три возможных способа получения карт: покупка их на Steam Marketplace, покупка бустеров в игре, или награда за победу на турнирах "Экспертного" уровня. И даже несмотря на то, что многие пользователи понимали, что нечто подобное грядет, это все-таки застало их врасплох. Однако главной проблемой стали подробности того, какие же режимы будут доступны для игроков на релизе.

Режимы игры

Свободная игра подразумевает всевозможные турниры и лиги, созданные пользователями и сторонними организациями, а также матчи с друзьями. При этом пока говорится только о констрактед соревнованиях. Драфт, который многие счастливые обладатели ключа от ЗБТ называли "лучшим способом играть в Artifact", судя по всему, изначально будет недоступен.

Обычная игра — это глобальный ладдер, матчи с ботами, где вы можете сами настроить колоду, которой будет играть ИИ из всего массива карт, а также Gauntlet'ы — небольшие соревнования где вы будете играть либо своей колодой, либо тем, что заранее подготовили для вас разработчики и соревноваться с другими игроками. При этом нужно понимать, что игра в ладдере может оказаться не самым приятным времяпрепровождением, если у вас нет карт для топовых колод, а деньги вы вкладывать не хотите. К тому же про драфт, опять же, не было сказано ни слова. 

И тут мы наконец-то подходим к Экспертному режиму игры, где в зависимости от ваших результатов вы будете получать в награду паки и Event Ticket'ы. Здесь есть констрактед соревнования, а также два режима драфта: фантомный - где вы играете только за призы, не оставляя у себя ни одной карты использованной в драфте, и полноценный — в котором вы забираете все, что набрали себе в коллекцию. И все эти режимы "Expert Gauntlet", вполне ожидаемо, оказались платными.

За участие в фантомном драфте и в констрактед соревнованиях от вас потребуют 1 Event Ticket (продаются в магазине пачками по 5 штук за 5$), а за полноценный драфт придется отдать 2 Ticket'a и 5 паков (по 2$ за пак). И это все при изначальной цене игры в $20! Правда здесь нужно сделать поправку, что при покупке Artifact'a вы получите 10 паков и 5 Ticket'ов, так что какое-то время вы сможете наслаждаться всеми доступными игровыми режимами. А что делать дальше? Платить?

Все это вызвало вполне оправданный гнев у комьюнити. Играть ладдер без вложения денег в топовые колоды будет сложно, и нам остаются только бесплатные Gauntlet'ы и турниры от пользователей (о которых мы поговорим ниже), что в общем интересно, но хотелось бы иметь возможность еще и подрафтить. А так получается, что купив игру, мы можем сыграть в одном из основных игровых режимов 5 раз, а затем мы скорее всего столкнемся с необходимостью отдавать за него деньги.

Самоокупаемость драфтов

Некоторые крутые картежники могут сказать: "в Hearthstone у меня получалось выводить Арену на самоокупаемость, так что и здесь при наличии скилла можно играть бесконечный цикл драфтов". Можно, однако похоже, что такое развитие событий маловероятно. Видите ли, Expert Gauntlet будет играться до 5 побед или 2 поражений. При этом на то, чтобы хотя бы окупить стоимость участия в Ticket'ах вам нужно будет достичь трех побед, а каждый дополнительный успешный матч будет приносить вам "бонусные" бустеры. То есть минимальное условие самоокупаемости это достижение счета 3-1, что явно намекает на то, что ваш винрейт должен быть достаточно неплохим.

И вот здесь скрыт главный подвох: при подборе оппонентов будет использоваться ваш MMR. Если вы привыкли, что в каком-нибудь Hearthstone при счете 0-0 вы будете играть против парня, который в третий раз запустил игру, а чем выше вы поднимаетесь тем сильнее будут ваши соперники, то в Artifact все устроено немного по-другому. Вы всегда будет играть против примерно равных вам по силе оппонентов, а значит ваш винрейт в каждом матче будет колебаться в районе 50% и исход игры зачастую может решить либо удача, либо небольшой перевес в силе колоды.

Свободный рынок

Для тех, кто еще не сталкивался с ККИ, где можно продавать отдельные карты за реальные деньги, нужно вкратце пояснить как это работает. Еше до выхода нового сета (или игры, в данном случае) будет сформирован приблизительный набросок грядущей меты и все новые карты будут распределены по нескольким категориям в зависимости от их индивидуальной силы и полезности для возможной меты.

Как показывает практика, все остальные карты — слишком слабые, либо не востребованные в мете — превратятся в хлам, цена которого будет близка к нулю. В то же время разрыв между "неплохой картой, с определенным местом в мете" и "топовой картой для лучшего архетипа" просто огромен. Ценность вскрытого пака будет зависеть от одной-двух "дорогих карт", и в зависимости от вашей удачи вы либо моментально окупите этот пак, а также несколько следующих, либо окажитесь в минусе. И естественно, что при изменениях меты, или нахождении нового архетипа цены на карты будут меняться соответственно.

Недешевые патчи

И здесь скрыт еще один подводный камень, незаметный при первом взгляде на игру — баланс карт после их релиза. Давайте представим, что в какой-то момент в мете обнаружилась сильная комбинация карт, которая позволила определенному архетипу добиться винрейта в 70%. Естественно, множество игроков решили, что раз уж колода побеждает, то в нее не грех вложиться материально и накупить себе самых важных для колоды карт.

Valve понимают, что одна из колод серьезно доминирует в мете и нужно с этим что-то делать. В Hearthstone, когда такое случается, Blizzard нерфят карты и возвращают игрокам пыль. А что делать создателям Artifact'a, если они допустят какую-то ошибку в балансе? Потому как в ту же секунду, когда пользователи поймут, что карта будет занерфлена, ее цена моментально упадет, а вместе с ней упадут цены и на все остальные карты, которые работали в комбинации с "занерфленной". Поэтому вы можете уйти спать обладателем лучшей колоды в игре и коллекции с приличной стоимостью, а проснуться с неиграбельной декой и потерянными деньгами.

Одним из самых серьезных преимуществ "цифровых" карточных игр над "бумажными" аналогами является возможность в любой момент изменить мету с помощью патчей. Однако в Artifact такой трюк не сработает, так что нам остается надеяться, что Valve смогут идеально сбалансировать игру, либо придумают какой-то адекватный способ компенсации для игроков.

Адекватная цена

Может показаться, что из этой рыночной системы ничего хорошего не выйдет. Однако здесь нужно сделать одну небольшую, но крайне важную поправку на количество карт и состав паков в Artifact'e. Всего в игре чуть больше 280 карт, 77 из которых - редкие. При этом каждый бустер содержит 12 карт и как минимум одна из них редкая.

Так что если игру купит достаточно большое количество людей, которые будут вскрывать и покупать паки, играть драфты и так далее, то рынок быстро заполнится картами всех мастей и цены на подавляющее большинство позиций будут достаточно низкими. Конечно же топовые карты для топовых колод все еще будут стоить дороже, чем случайный коммон, однако средняя цена нормальной соревновательной колоды должна быть относительно низкой.

Но низкая — это не бесплатная и вам скорее всего придется либо вложить немного денег, либо надеяться на хорошие карты в стартовых паках. И сам факт того, что без траты денег не обойтись, а в шаговой доступности есть f2p аналоги, может оттолкнуть игроков от Artifact'a.

Тем не менее не стоит забывать, что игра в какой-нибудь Hearthstone тоже достаточно недешевое удовольствие и для того, чтобы сохранять свой уровень игры в каждом новом дополнении, вам нужно или гриндить золото с пылью, или быть готовым заплатить реальные деньги. Так не лучше ли вместо того, чтобы надеяться на выпадение нужной вам легендарки в очередном паке, просто пойти и купить ее, особенно если цена карты будет сравнима с ценой пака?

Это ни в коем случае не является оправданием той политики монетизации, которую решила ввести Valve в Artifact'e. В конечном итоге f2p игры хороши именно тем, что они предоставляют пользователям ВЫБОР: платить или гриндить. Кто-то уже привык к гринду и он не вызывает у него никаких негативных эмоций, для кого-то делом чести стала игра без вложений денег, а кто-то просто не может позволить себе купить игру за 20$, а потом вкладывать в нее еще больше денег. Все это вполне объяснимые и абсолютно оправданные позиции, однако не стоит сразу же ставить крест на Artifact только потому, что "в Hearthstone можно покидать картонки бесплатно".

Преимущества Artifact

Первым серьезным преимуществом должен стать сам игровой процесс. На скромный взгляд автора статьи, Artifact должен стать самой интересной и глубокой карточной игрой, хотя тяжело судить об этом, не пощупав геймплей самостоятельно. Но недавний турнир показал, что драфт в Artifact – это крайне увлекательное зрелище. И если констрактед хотя бы наполовину также хорош, то волноваться тут не о чем.

Однако самым главным достоинством Artifact'a должны стать турниры и лиги, организованные комьюнити. Возможность устанавливать свои правила проведения турниров должна стать отдушиной для всех тех, кто не хочет платить Valve деньги за паки, или встречаться со злыми донатерами, успевшими купить себе все легендарные карты. Вы можете просто найти турнир "только на обычных картах", или, скажем, с ограничением по стоимости колоды, или еще с какими-то рамками, которые уравняют шансы всех участников. Стоит отметить, что на reddit'e уже созданы темы, где собираются желающие организовать нечто подобное.

Многие могут решить, что это, мол, уменьшит интерес от игры, потому как все возможности геймплея не будут раскрыты. В чем-то они правы, однако как человек, который еще помнит свои первые шаги в MTG и десятки "50$ модернов" и "30$ стандартов", могу с уверенностью заявить, что если все предположения относительно глубины геймплея Artifact'a окажутся правдой, то возможные ограничения лишь сделают декбилдинг и игру интереснее. Они заставят вас искать другие пути к победе, не ограничиваясь выставлением на стол "самой крутой карты в игре".

Весь потенциал этого режима вообще тяжело описать. Вы можете собраться вечером с друзьями и устроить небольшой дружеский турнир. Ваш любимый стример с небольшим числом зрителей может организовать ламповое соревнование, где у вас будет шанс поближе познакомиться с людьми, которых знаете по чатику. И это не говоря уже о более серьезных организаторах, имеющих возможность запустить множество лиг с самыми разными правилами и небольшими призами за победу - ожидаем множества турниров на модуле GoodGame.

Здесь также стоит отметить, что по неподтвержденной информации, в пользовательских турнирах будет доступен режим драфта и вы сможете дать всем игрокам доступ к абсолютно всем картам, даже если их нет в коллекции этих игроков. И если эта информация подтвердится, то все переживания относительно "pay-to-play" будут забыты.

Пожелания

Если честно, то отсутствие какой-либо конкретной информации о системе прогрессии в игре приводит в ужас: "Как это нельзя прокачаться? А зачем мне тогда играть?".Valve уже намекали на какие-то ачивки,  получаемые за игру в ладдере и в бесплатных Gauntlet'ах. Так давайте сделаем их стоящими! Давайте добавим популярную нынче систему набора уровней аккаунта и на каждом уровне игрок будет получать что-то полезное, вроде Event Ticket'ов, за которые он может поиграть в "платных режимах".

Есть мнение, что если дать игрокам какую-то осязаемую цель и надежду на то, что существует возможность играть без доната, то негативные выкрики в сторону системы монетизации поутихнут. И, ради всего святого, дайте пользователям возможность организовывать собственные драфты. Потому как делать один из основных режимов игры платным — это явная ошибка. (Или же наоборот в этом главная фича разработчиков?)

Итог

Основная проблема Artifaсt в отсутствии всей необходимой информации. Если бы Valve получше продумали содержимое своего FAQ и рассказали про то, что в комьюнити турнирах будет возможность играть всеми картами, не покупая их, и что драфтить можно будет бесплатно, то множество людей не раздумывая отдали бы за нее 20$. Однако на данный момент лучше все-таки подождать, пока эти вопросы прояснятся и только потом решать, хотите ли вы покупать игру. Ну а те, кто уже оформил предзаказ могут утешиться тем, что они всегда могут отбить хотя бы часть вложенных денег путем продажи паков на Steam Market.

Бета-версия Artifact станет доступна 19 ноября и после ее выхода мы постараемся в кратчайшие сроки поведать вам о масштабах трагедии, если эта трагедия будет реальна.