КХЛ Маркетинг. Интересная тема

Эта история началась три месяца назад, мы не предавали ее огласке, чтобы не тревожить пользователей и не рисковать.

Но решить проблему с первого раза не удалось, а если не удастся во второй раз, то под угрозой GoodGame, в который многие люди вкладывали время и усилия.

Кроме того, данное дело касается всех сайтов, на которых размещены плееры стримерских платформ. Если на этих трансляциях будут нарушены права третьих лиц, то на сайт могут подать в суд. А контролировать происходящее на прямой трансляции невозможно по определению.

Короткое описание сути дела

Пользователь купил трансляцию КХЛ (Континентальной Хоккейной Лиги) и начал ретранслировать ее на разные службы: Одноклассники, Twitch, GoodGame др.

На нашем сайте трансляцию закрыли спустя 9 минут, ее посмотрело 40 человек. КХЛ подали на площадки в суд. От GoodGame хотели ~10,5 млн. рублей.

Суд частично удовлетворил требования истца: нас признали виновными, обязали заплатить 300 тыс. и, что самое главное, при повторном нарушении сайт могут заблокировать. При этом трансляцию могут запустить КХЛ или заинтересованные лица, и как бы быстро мы не среагировали, нас могут снова признать виновными.

Мы подали апелляцию на решение суда.  

 

Подробное описание

На GoodGame.ru проходят главным образом стримы по играм, при этом на сайте периодически транслируются фильмы, сериалы, программы в специальном разделе "под галкой". 

Если приходит сообщение от правообладателя, мы прерываем трансляцию или закрываем ее полностью. Для этого на сайте есть система жалоб от пользователей и группа модераторов.

28 марта в 19.59 по московскому времени пришло письмо от ООО "КХЛ Маркетинг" с требованием остановить трансляцию на каналах https://goodgame.ru/channel/mazl9lk_1/  и https://goodgame.ru/channel/Sportforall/.

Через 9 минут после получения письма обе трансляции были остановлены.

За это время две трансляции посмотрело 40 человек (включая истца, стримера и модераторов). Статистика просмотров из Яндекс.Метрики (2 скрин). 

На следующий день был подан иск в Мосгорсуд с требованием прекратить трансляции, взыскать за два факта нарушения по 5 млн. рублей (максимально возможная по закону сумма), 400 тыс. за судебные издержки и оплатить госпошлину в размере 58200 рублей. Всего 10 458 200 рублей.

Об этом мы узнали не сразу, а 10 апреля, когда нам пришло письмо от представителя истца (2, 3, 4) и решение суда (2) о принятии предварительных обеспечительных мер. 

Днем ранее, 9 апреля, пришло письмо от Роскомнадзора. К этому моменту оба канала были заблокированы, о чем мы РКНу написали. Они стандартно ответили, что в течение трех дней проверят и, в случае, если контент будет еще доступен, напишут снова. Они, естественно, не написали, подтвердив, что трансляция там не ведется, что логично.

Мы попробовали связаться с директором КХЛ Маркетинг, отправили ему письмо с описанием ситуации (2, 3, 4) и предложением по более оперативному закрытию каналов, нарушающих их права. Ответ был формальным (2).

Не доводить до суда

Мы также пробовали решить вопрос в досудебном порядке, чтобы не рисковать, проверяя на практике судебную систему. Этого сделать не удалось по двум причинам: во-первых, истец требовал не менее 1 млн. рублей, во-вторых, у нас не могло быть гарантии, что истец или другое заинтересованное лицо не запустит трансляцию повторно и не инициирует процесс  для получения личной выгоды.

Действия КХЛ Маркетинга говорят о том, что их задача не пресечь незаконные трансляции, а заработать на этом. 

  • Судебный иск был подан, несмотря на то, что трансляция сразу была остановлена. 
  • Запрошена максимальная сумма компенсации
  • Игнорирование предложений по пресечению 
  • Оказывали давление в процессе (присылали судебную практику без запросов, предлагали разные суммы и сроки по мировому соглашению)

 

Подготовка к суду

Привлекли хорошего адвоката. Консультировались с коллегами из сферы.

Подготовили отзыв на исковое заявление (2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9).

 

О пользователе, который запустил трансляцию

У него пара аккаунтов на сайте, у нас есть основной email адрес, содержащий фамилию. Базовый поиск выдает имя и фамилию, твиттер с этими же данными, номер телефона и пр. Мы ходатайствовали о привлечении его к участию в деле в качестве третьего лица. Ходатайство было отклонено. В связи с этим при создании канала мы начали запрашивать больше информации о пользователе.

 

Короткое описание судебного процесса

В суде истец делал акцент на том, что у сайта есть лицензия СМИ и, соответственно, он должен отвечать за весь контент, который появляется на сайте (прим. от статуса СМИ мы уже отказались, но в решении суда СМИ упоминается вскользь, поэтому не факт, что это поможет в следующий раз).

Защита строилась на том, что у ООО "Мидиан" есть несколько направлений работы, в том числе и лицензия на "телематику". Стримы относятся к пользовательскому контенту, а не к редакционному. Они выходят в прямом эфире и не редактируются. Поэтому здесь мы выступаем в качестве информационного посредника со всеми вытекающими последствиями.

Сам судебный процесс шел около полутора часов. Судья дал высказаться, казалось, вникал в суть дела и задавал правильные вопросы.

Решение суда (2, 3, 4, 5, 6, 7, 8)

 

О Twitch

Похожий иск был подан и против компании Twitch. Им занимаются адвокаты компании Амазон. Насколько нам известно, там работало три аналогичных канала с 60 тыс. просмотрами. 2 июля 2019 года судебное дело было прекращено по мировому соглашению.

 

Дальнейшие действия

1. Привлечь внимание администрации других сайтов (СМИ или не СМИ - не важно). Если на вашем сайте будут размещены плееры, контент в которых нарушает права, вы можете быть признаны виновными за это. Не стриминговая служба, не пользователь, а вы.

2. Экспертное мнение. Уверены, что среди пользователей есть компетентные в этой сфере люди, которые могли бы высказать мнение и дать рекомендации.

3.  Мы при создании канала спрашиваем номер телефона пользователя. Это усложнит создание новых каналов и поможет в идентификации пользователя.