Bly на The PiG Show: про билды, стратегии, тренировки, усталость и многое другое

Недавно гостем The PiG Show стал один из лучших СНГ-игроков Александр "Bly" Свисюк. Украинский зерг рассказал о своем подходе к игре, подготовке к матчам, эмоциональном выгорании и о том, как с ним справляться. Bly также ответил на вопросы про игры в финалах Dreamhack Bucharest и Dreamhack Leipzig, повспоминал варкрафтерские времена и эпоху тимхаусов, поделился мнением по поводу текущей формы Serral'а. В общем, было много интересного, поэтому мы перевели для вас рассказы Александра из данного подкаста.

Исходное видео. PiG тоже немало рассказывал и делился идеями и мнениями, но мы переводили только Bly'я. Кстати, можно поставить лайк видео, даже если не смотрите оригинал, а читаете перевод.

  • Про стиль игры:

У меня проблемы с макро. Иногда в играх скапливается по 1–2к ресурсов. Если бы не это, то я был бы гораздо лучшим игроком. Что касается контроля и позиционирования, то я бы сказал, что обычно я знаю, где и когда нужно драться – и во многом благодаря этому не умираю в ситуациях, когда серьезно отстаю по игре.

По технологиям я обычно впереди (то сеть заказываю их раньше), но они не помогут, если тебя атакуют здесь и сейчас. Но если получается занять хорошую позицию, отсрочить нападение или же контратаковать – тогда возможно вывести игру в равную ситуацию.

Если я играю против террана и при этом не попадаю в отставание – можно расслабиться. Игра, считай, выиграна. Я не потерял дронов, мы играем на равных… Не каждый день такое происходит. Можно выигрывать.

news_5ebb9da407e1b.jpeg

  • Про агрессивные стили в старкрафте:

Многие люди не понимают, что если вы играете агрессивно – может быть, особо даже не вкладываетесь в атаку, а просто "проверяете" соперника – то вы как минимум получаете информацию, тогда как ваш соперник ее не получает. Вы также заставляете соперника тратить на вас свое внимание, и при этом вы сами решаете, когда это сделать в очередной раз, в то время как соперник должен на это реагировать. Отсюда – пропущенные инъекции, поздно брошенные мулы, отставание по таймингу смены пристроек… И разница огромная. Если вы за первые пять минут игры раз десять ткнетесь лингами в протосса – слегка, даже не теряя юнитов – то по итогу его пуш может прийти к вам на 20 секунд позже. А этого времени вам как раз хватит на дополнительный раунд юнитов, благодаря которому вы сможете отбить пуш. Разница огромная, и в большинстве случаев зерг именно так и должен играть.

Лучший, по моему мнению, игрок всех времен Life говорил, что если вы играете зергом и не знаете, что делать – у вас нет информации и вы не знаете, каких юнитов заказывать – то делайте столько же ZZZ, сколько DDD. Потому что линги – это уникальный юнит: они могут атаковать, они могут отбивать атаки, а также они могут разведывать, "проверять" соперника. Ну а дроны помогают с экономикой.

Если вложиться только в лингов, то получается слишком большое вложение в разведку и агрессию. Но если сделать "пополам" – то вроде как вы и сейфово играете, и инструменты для разведки есть, и экономика тоже работает.

Если вы играете "пополам", а соперник жадничает – да, он впереди по экономике, но у него нет информации. И ему приходится гадать, сколько там у вас лингов. Что, если там целый раунд заказа уже только на лингов? Можно уже ставить третий нексус, или там 16 лингов? Можно уже адептов отправлять на другую половину карты, или мне сгрызут третью? Не знаю, информации ведь у меня нет. А у соперника информация есть.

Starcraft 2 – это, по большей части, игра про информацию. Если вы знаете, как эту информацию получить, и знаете, что с нею делать, вы будете очень успешным игроком.

Один из недавних выпусков специальной рубрики с лучшими играми Bly'я от kabyraGe.

  • Про картину игры:

В старкрафте вы постоянно концентрируетесь на чем-то одном. Но нужно смотреть на картину событий в целом. Каждые 5–10 секунд у вас есть картина происходящего и есть секунда на то, чтобы подумать, что делать дальше. Иногда я не вижу происходящее в игре глобально целый месяц – просто ловлю туннельное видение и говорю себе, что нужно работать над макро; постоянно напоминаю себе – SD, SD, SD. Но оно так не работает. Вам нужно видеть, понимать, реагировать. Именно так и становятся лучше. Нужно всегда смотреть на всю картину целиком.

  • Про билды:

Когда какой-то билд перестает работать, то я его немного изменяю таким образом, чтобы он лучше вписывался в мету. Почти все мои билды составляются на лету. Я что-то вижу, у меня появляется идея ("может быть, это сработает, если я сделаю это, вот это и еще вот это"). Два месяца я играю по этому билду, все ему проигрывают, но в какой-то момент все-таки начинают адаптироваться. Я смотрю на эту адаптацию и думаю: "Хм, но если я поменяю вот здесь, и соперник не разведает вот тут – все равно должно работать". Меняю билд, проходит еще два месяца – соперники снова находят способ играть против меня. Приходится вновь вносить изменения.

Мой лучший матч-ап – это ZvP. Там та-а-ак много алл-инов. У меня примерно семь разных вариантов для прокси-хаты.

Источник

Я очень адаптивный игрок. Если у меня неделю все игры идут по одному и тому же сценарию, то я уже просто думать не могу про старкрафт. "С меня хватит!" Тогда я стараюсь заняться чем- то другим, ведь я уже десять лет играю в старкрафт и вижу здесь все те же стратегии и так далее. Именно поэтому я делаю новые билды, придумываю новые реакции. Я пытаюсь играть с соперником в шахматы, тогда как сам соперник пытается играть со мной в футбол.

Иногда я стараюсь просто играть максимально разнообразно; иногда – играю от карты. Если есть какой-то билд, который на конкретной карте работает лучше всех других, или если я просто знаю, что мой соперник не знает, как что-то конкретное контрить – например, прокси-хата с роуч-линг-реведжерами против протосса (я очень долго использовал этот билд, и даже игроки уровня 6800 не знали, что с ним делать). Соперникам требуется какое-то время на то, чтобы привыкнуть к моим билдам, и когда они привыкают – я просто меняю билд. Либо меняю темп игры. В общем, что-то нужно поменять: или свое, или чужое понимание ситуации; или агрессию, или экономику. Что угодно.

Потому что если твой соперник не мог справиться с каким-то билдом, а потом у него начало получаться – обычно кто-то дал ему совет. Например, последние пару месяцев я играл алл-ин, который большинство протоссов совершенно не умели отбивать. А потом я сыграл этот алл-ин против Reynor'а. Первая игра? Он проиграл. Вторая играл? Он нашел способ, как этот алл-ин можно отбивать. За протоссов.

Это очень многое говорит о его уровне понимания игры. Я потом проверил реплей, чтобы найти какие-то уязвимости в его обороне, которые можно было бы использовать... И не нашел. Это была идеальная защита. А это значит, что нужно менять билд.

Такое время от времени случается. 

news_5ebb9fff2d203.jpg

  • Про Warcraft:

В варкрафте было не так много стратегий в мете. Я пытался играть немного нестандартно – например, против орков я играл через гулей. Но это единственный матч-ап, который я играл не по мете. В мирроре я играл с Личом и гаргами – мета. Против эльфа я играл через ДК и горгулий – и это прямо как мута, вот вообще идеальный вариант. Только против орка я играл нестандартно, и это работало хорошо. Во всех других матч-апах стандарт был самым эффективным вариантом игры.

Я хорошо играл даже до того, как у меня появился интернет. Я играл только с другом, с ним же мы ездили на ЛАНы в Киев – и один раз я на одном из ланов вошел в топ-8. Притом, что у меня не было интернета. Я был очень упертым.

А когда провели интернет, то я уже через месяц начал выигрывать ЛАНы и получать какие-то призы. Мышка, коврик для мышки, клавиатура, даже какие-то деньги. Было хорошо!

Я также какое-то время играл в доту, моя команда была лучшей в городе. Но, когда появился интернет, я забил на доту и стал играть только в варкрафт. Мне очень нравилась эта игра.

Когда вышел Starcraft 2, то я оставил Warcraft 3. Старкрафт увлекал, а варкрафт уже надоел. И как-то я решил сыграть на турнире ZOTAC Cup по варкрафту, хотя две недели не прикасался к игре. И я выиграл его! Тогда я сказал себе: "Ну нет, эта игра слишком легкая".

  • Про злость после игр:

Когда я был моложе, то я со злости сломал несколько гарнитур. Но то было в варкрафте. Там ведь  приходилось играть против орков на Lost Temple. А это просто… В общем, не было в этом баланса. А ведь на этой карте приходилось и на турнирах играть. В реалиях старкрафта это то же самое, что семь лет играть на Steppes of War. Или семь лет играть на Ulrena. Такие же ощущения.

  • Про усталость от игры:

Иногда ты просто не знаешь, что делать. Потому что твое понимание игры – оно не работает. Еще и баланс и мета совсем не подходят твоему стилю. Остается только понять, простить и ждать. Можно попробовать поменять свое понимание игры, но в таком случае появляется риск перегореть, ведь ты можешь потерпеть неудачу; потратить на старкрафт времени больше, чем обычно, и при этом ничего за это не получить – или даже получить отрицательные эмоции оттого, что ничего не получилось. Тогда заставить себя играть в старкрафт будет еще сложнее.

Все, кто профессионально играет в игру, знают, что нужно каждый день пытаться убедить себя в том, что вам хочется сыграть еще. Если получится себя в этом убедить, то вы каждый день будете становиться лучше. Если нет, то словите "туннельное видение" – будете играть больше, но не будете получать результат, не будете становиться лучше и будете из-за этого переживать, будете терять мотивацию. Многие новички этого не понимают, но когда они с этим сталкиваются на деле, то тогда-то уже осознают, что расти в уровне очень сложно.

Если я на грани, то бросаю игру на неделю-другую. Либо играю в другие игры, либо занимаюсь чем-то в реальной жизни. Вообще не вспоминаю про старкрафт.

И затем, когда у меня появляются ощущения, что я снова хочу играть в старкрафт – действительно хочу, а не просто по привычке; при этом хочу делать в игре что-то необычное, получать от нее удовольствие… Вот именно в такой момент нужно идти и играть, и при этом играть так, как тебе нравится. Поэтому я так много выигрываю. Мне нравится играть "в шахматы".

news_5ebb9df7c8753.jpg

  • Про увлеченную игру:

Когда игра вам в удовольствие, то вы запоминаете любую мелочь и любой мув, потому что с этими вещами связаны ваши эмоции. А отыскать какие-то эмоции в своей голове, когда у вас на это всего лишь десятая доля секунды, гораздо проще. И если есть эмоции, то будут и результаты.

Можно играть по 20 часов в день, забивая на сон и оттачивая свое макро. При этом добиться того, что вас будет уже тошнить от старкрафта просто потому, что вы не можете день за днем делать одно и то же. А потом вас кто-то обыграет – потому что он получает от этой игры удовольствие и благодаря этому лучше понимает ее. А у тебя "туннель" и ты просто выполняешь заученную последовательность действий. Соперник просто понимает, что ты делаешь, и с самого начала играет контру. И тебе уже не выиграть.

Очень сложно двигаться в правильном направлении и при этом сохранять правильное отношение. От игры нужно не просто получать эмоции; нужно понимать, как ты их получаешь, и контролировать этот процесс. Тогда будет прогресс.

  • Про любимых игроков:

Сейчас нет такого игрока, которого я просто обожал бы и чьи стратегии мне хотелось бы копировать. Но раньше такой игрок был, и это был Life... Для меня он – самый талантливый игрок всех времен. Он делал вещи, которых от него никто не ожидал, потому что он понимал игру лучше, чем кто бы то ни было. Я всегда ждал его игр, чтобы посмотреть и удивиться: "Ого! Можно сыграть вот такую стратегию из вот такого дебюта?! Это же гениально!" Не уверен, что могу сейчас сказать то же самое про кого бы то ни было.

news_5ebb9dcf54a5a.jpg

  • Про вторые места на крупных турнирах:

В 2012 году я проиграл в финале Nerchio, но не сильно переживал по этому поводу. Просто был очень рад сыграть в финале. Против Nerchio оно в любом случае было 50 на 50, и на всех картах я был буквально в одном бейне от победы. Ну, я проиграл 0:3, но во всех играх были раши линг-бейнами.

Что касается матча против PtitDrogo, то я был очень расстроен тем фактом, что мы играли финал в отдельный день. Потому что именно во второй день турнира я был максимально собран и у меня было ощущение, что я могу выиграть. А потом нам сказали, что мы будем играть финал в другой день.

Просто иногда вы достигаете такого эмоционального уровня... Вы не можете заснуть, потому что не можете совладать со своими эмоциями. Я не мог успокоиться и не мог заснуть до трех утра. И проснувшись на следующий день я чувствовал себя та-а-ак плохо!

У меня были хорошие заготовки на финальные игры, но принятие решений было очень плохим. Просто потому, что я перегорел в предыдущий день; потому что я заставил себя сохранять определенный уровень мотивации, определенный уровень активности мозга. Я понимал, что без этого мне не обыграть тех соперников, которые у меня были.

Это была самая большая для меня проблема на том турнире. Если бы мы играли финалы в тот же день, я на 95% уверен, что выиграл бы.

Тогда у меня было такое состояние, словно я вижу всю игру сразу целиком, и при этом занимаюсь отдельно каждым нужным аспектом. Даже не было такого, что я чересчур увлекался в каких-то компонентах; я понимал, что если я захвачу преимущество вот здесь, здесь и здесь, то уже вот тут могу позволить получить небольшое преимущество и своему сопернику, и при этом все равно останусь впереди. И если так сделать пару раз, то я выиграю игру!

Достичь такого состояния очень сложно. У меня получилось только благодаря тому, что я проигрывал Hydra'е, и тогда на счете 0:2 сыграл вслепую алл-ин, он никак это не законтрил... И я поверил в свои шансы. Я сказал себе: "Хм. Если я буду и дальше так играть, то... может быть?!"

Важно отметить, что такое состояние – оно случается ни разу не часто. У меня такое бывает ну разве что несколько раз за год. Состояние, в котором ты смотришь на старкрафт и думаешь: "А почему все так медленно? Кто-то скорость игры поменял, что ли? Я могу сходить на пробежку, вернуться – и дроны по-прежнему будут добывать минералы".

Это твой мозг. Это не игра замедлилась – это просто твой мозг быстрее обрабатывает информацию. Твои руки просто не успевают за твоим мозгом.

  • Про то, что не получается:

У меня по-прежнему не получается не бояться. Я часто проигрываю из-за того, что вместо того, чтобы думать о том, как победить, я боюсь проиграть. Я очень эмоциональный человек и мне бывает сложно избавиться от эмоций, которые копились последние 10, 20, 60 минут.

  • Про Serral'а:

Мне кажется, что Serral сейчас играет хуже, чем раньше. И мотивации у него тоже меньше, чем раньше. По его играм мне кажется, что ему стало сложнее поддерживать свою мотивацию на прежнему уровне; сложнее получать удовольствие от того, что приносило ему удовольствие раньше. И поэтому мне кажется, что сейчас Serral уже не на том уровне, что в былые времена.

news_5ebb9d3480bb5.jpg

А вот Reynor... Он еще словно не достиг своего ментального предела. Он набирает ход.
Serral же... У него словно нет былой мотивации. Может быть, у него еще получится ее найти.
У меня ощущение того, что ему не хватает мотивации, возникло в тот момент, когда он... перестал играть, как бог. Он не допускал ошибок; он думал о каждом компоненте и каждом моменте игры. Сейчас ситуация изменилась.

Он по-прежнему невероятно хорош, и я даже и близко к нему не стою. И я это понимаю. Но Serral'у сейчас либо не хватает мотивации, либо он просто в поисках оной. И если он ее снова найдет – все, всем GG.

Когда вы добиваетесь целей, которые вы перед собой ставили – а Serral достиг почти всех своих целей, – то становится сложно создать себе такую новую цель, которая позволит вашей мотивации расти. Ведь вам нужны более высокие ориентиры. А какую цель может поставить перед собой чемпион BlizzCon'а? Serral'у нужны цели крупнее. Нужно нечто особенное.

IEM Katowice? Ну, типа, да...

  • Про тренировки с другими игроками и тимхаусы:

Помню, мы тренировались со Scarlett в тимхаусе. Я посмотрел одну из ее игр и спросил: "Почему ты ставишь пул здесь, а не вот здесь?" Она попросила объяснить, что не так. Тогда я сказал, что если пул поставить иначе, то когда прилетит рипер, то он что-то там не увидит, и можно будет сделать вот так, и вот так, и так далее.

Через месяц уже Scarlett смотрела из-за спины за тем, как я играю: "Эй, почему ты ставишь пул вот здесь? Ты же сказал, что его лучше ставить вот тут". А я такой: "Забыл".

news_5ebb9d7253312.jpg

Помню такой турнир, как RedBull Archon Tournament. Я на нем играл в паре с Nerchio. И было очень круто. Потому что я исполнял билды, а Nerchio делал все остальное. После игр, которые мы выигрывали какими-то немыслимыми стратами, он никак не мог понять, как это вообще работает. Ну вот как?! Он не понимал билды, но они почему-то работали, и работали хорошо!

Я же был хорошо знаком с этими билдами и знал множество мелочей, которые все вместе складывались уже в очень серьезные вещи. Я делаю билд, тогда как Nerchio микрит и макрится – это же инста-вин!

Это хороший пример того, как игроки, обладающие более высоким уровнем исполнения, могут использовать билды других игроков.

Я самодостаточный человек, но мне все же хотелось бы делиться своими навыками и при этом прислушиваться к советам других людей, которые пытаются помочь мне стать лучше. Мы хорошие друзья со Scarlett, и когда мы вместе тренировались, то я пытался понять, почему она играет вот так, почему делает вот это. Я всегда что-то понимал своими силами, но если она что-то объясняла, то мне было легче понять большее количество вещей.

Мне не хватает чего-то подобного, и я думаю, что чего-то такого не хватает и многим другим игрокам. Сейчас нет тимхаусов, где можно было бы получать мотивацию и помощь. В былые времена с этим было гораздо лучше – вы могли вместе расти и развиваться в игре. Расти самому по себе очень сложно; с чьей-то помощью добиться прогресса значительно легче.

Я скучаю по временам тимхаусов. Да и сейчас в тимхаусах – их не так много, но они еще сохранились – игроки не ставят перед собой такой задачи, как "все должны улучшить свою игру". Сейчас цель – "просто тренироваться". А в былые времена все на тренировках знали, что сейчас вот ты находишься вот здесь, а дорасти тебе нужно вот до сюда. Перестать играть и перестать расти не получится, потому что ты просто вынужден тренироваться.

И когда у тебя получалось выйти на новый для себя уровень, то ты понимал, что, блин, да – получилось. Я вырос. Я стал играть круче. Я могу. И я это очень ценю.

Я скучаю по тем временам.

  • Про подготовку к соперникам:

Обычно я анализирую статистику и ладдерные игры своих соперников. У всех есть привычки, и самый большой грех старкрафтера – это привычка. Это когда ты раз за разом повторяешь одну и ту же ошибку. И если у вас получается найти ошибку в билд-ордере соперника, то можно ее использовать. Потому что этот игрок будет повторять ее снова и снова. Я сотни (а, может, и тысячи) игр на этом выиграл. Просто проверял ладдерные игры соперников. "Хм, каждый раз на симулякре этот парень ставит третий нексус только с двумя адептами. А давайте-ка глянем реплей – там еще, небось, и оракул в это время на другой половине карты. О, и правда. Ну все, наказание уже в пути".

news_5ebba023c60bc.jpg

  • Блиц-опрос:

– Кто всплывает в памяти в первую очередь, когда ты слышишь слово "нехороший человек"?

– GunGFuBanDa?

– Чизер?

– Я.

– Бог макро (но не Serral)?

– Reynor.

– Игрок, который очень хорош, но об этом еще никто не знает? Но не Clem.

– Не уверен. Есть несколько ребят, которым меньше 18 лет, и все они стараются чего-то добиться. AqueroN, MaxPax, кто еще... Krystianer. Им всем что-то там в районе 16 лет и все они прибавляют в игре.

– Самый большой блок за все твое время в старкрафте?

– Heart of the Swarm, протоссы, блинк-сталкеры с 8 гейтов. Ничего с этим было не поделать.

– У тебя есть ментор или коуч?

– Нет?


В заключение добавим социальные медиа Bly'я: