История развития и особенности рынка мобильных игр Китая
Популярность мобильных игр в Китае привлекает международные компании на рынок Поднебесной. Как развивалась игровая индустрия Китая, почему цензура и запреты китайского правительства привели к популярности мобильного гейминга и какие сложности есть с выходом на внутренний рынок Китая для иностранных разработчиков, читайте в нашем материале.
С начала 2010-х рынок мобильных игр Китая значительно вырос. Повсеместное распространение мобильных платежных систем и смартфонов привело к тому, что все больше пользователей используют свои личные устройства для повседневных развлечений. Удобство, доступность и возросшая мощность современных смартфонов укрепляют мобильный гейминг в качестве конкурентоспособной альтернативы более традиционным игровым устройствам.

Благодаря огромному числу мобильных игроков – 682 миллиона – китайская индустрия мобильных игр является одной из самых влиятельных в мире. Для многих компаний выход на рынок Китая со своими продуктами – приоритетная задача.
Как политика повлияла на игровую индустрию Китая
Регулирование со стороны правительства играло значительную роль в развитии отрасли еще до того, как рынок мобильных игр в Китае обрел свою нынешнюю форму.
Озабоченность правительства страны по поводу игровой зависимости и негативного влияния компьютерных игр на молодежь вынудила власти ввести цензуру на содержание видеоигр, издаваемых в Китае, также ограничения коснулись интернет-кафе и аркадных автоматов. Но главное, запрет распространился на производство, импорт и продажу большинства консолей и игровых автоматов в материковом Китае. Как следствие, запрет консолей привел к популяризации ПК как игровой платформы, что, в свою очередь, привело к тому, что многие китайские дети стали посещать интернет-кафе, поскольку ПК по-прежнему считался предметом роскоши во многих китайских семьях.

В 2007 году власти Китая еще больше ужесточили контроль. К подобной мере подтолкнула статистика правительства, согласно которой 6% подростков страны играют в онлайн-видеоигры более 40 часов в неделю. На тот момент китайский рынок видеоигр оценивался примерно в 1,7 миллиарда долларов США с 42 миллионами игроков.
Для противодействия "пандемии онлайн-игр" правительство приняло постановление, ограничивающее количество времени, которое несовершеннолетние игроки могут проводить за компьютерными играми. Кроме того, правительство также требовало идентификации игрока, что еще больше ограничивало доступ к видеоиграм.

Строгие ограничения на игры косвенно привели к обострению конкуренции на рынке и процветанию пиратства. Многие геймеры для обхода ограничений правительства и экономии на покупке игр загружали пиратский контент, чем снижали прибыль разработчиков. Необходимо было найти решение, которое позволило бы повысить свою конкурентоспособность на рынке и остаться прибыльными. Так на рынке Китая появился новый тип видеоигр – условно бесплатные. Для получения прибыли в бесплатной игре использовались внутриигровые микротранзакции. Такие игры были широко доступны в интернет-кафе, что вызвало бум массовых многопользовательских онлайн-игр (MMO) по всей стране. Развитие и популярность жанра MMO привело к странному, на первый взгляд, симбиозу – игры для социальных сетей. Но позже игры из социальных сетей адаптируют под мобильные телефоны, и они завоюют весь Китай.
Рассвет индустрии мобильных игр в Китае
После того, как игры в социальных сетях стали популярными, разработчики начали искать способы передать больше игр в большее количество рук. Наиболее эффективным решением стали мобильные игры.

В 2012 году в Китае было более одного миллиарда абонентов мобильных телефонов. Рост объясняется популяризацией смартфонов, которые были дешевле игровых ПК и часто были единственной возможностью для граждан получить доступ в Интернет. Но главное, в отличие от игр на ПК, на мобильные игры не распространялись ограничения правительства, что еще больше повысило их популярность.
Спустя 15 лет – в 2015 году – запрет на консоли отменили, но рынок уже был занят мобильными играми, которые удерживают лидирующие позиции в качестве одного из крупнейших и наиболее быстрорастущих рынков в мире.

Рынок мобильных игр в Китае в настоящее время является самым крупным игровым рынком в мире и одним из самых прибыльных. В 2020 году доходы Китая от мобильных игр выросли на 31% и составили чуть менее 30 миллиардов долларов США.
Китайские разработчики имеют серьезное влияние на мировой рынок – доходы от экспорта игр превысили рост внутреннего рынка и составили 36,7%.
Несмотря на привлекательность рынка Китая, существуют затруднения с выходом на внутренний рынок для международных студий-разработчиков. Существуют специальные фирмы, которые предоставили ценную информацию о китайском рынке мобильных игр и о том, как иностранные разработчики могут издавать свои игры на местном рынке. Эксперт одной таких фирм – Тодд Кунс – ответил на ряд вопросов.



