Neonavt

21 сентября в 22:35

18929

Интервью со стримером Goodgame.ru. Maria_Moon: "Стоило попробовать VR, и больше мне не хочется возвращаться к обычному геймингу"

Первая скрипка в нашем стримерском оркестре, смелая воительница против нечисти в Виртуальной реальности и дипломированный музыкант – сегодня мы беседуем с прекрасной Maria_Moon. В первой части нашего диалога: чем похожи выступления на улице и стримы, как учитель отбил тягу к композиторству, какие таблетки принимать вместе с VR, альбом каверов из Metro Exodus, чем отличается электро от обычной скрипки, необходимое оборудование для музыкальных стримов и почему недооценен альт.

news_614a3434b1efc.png


— Привет, Мария! Рады тебя слышать в нашей интерактивной студии!

— Взаимно, очень рада познакомиться!

— Представься, пожалуйста, нашим читателям.

— Меня зовут Maria_Moon – это мой псевдоним, а так меня зовут Мария Кузнецова.

— И ты скрипачка...

— Да, я скрипачка. Профессиональный скрипач. Занимаюсь этим уже 20 лет и посвятила всю жизнь музыке.

— Наверное, большую часть времени нашего разговора займет музыкальная тема, но сперва хотелось бы спросить по поводу экзаменов. Предыстория такова: мы планировали сделать это интервью еще в начале лета, но тогда Марии нужно было готовиться, поэтому перенесли. Так как они прошли и что это были за экзамены?

— Это были выпускные государственные экзамены в Санкт–Петербургской консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. У нас ведь они состоят не только из написания диплома: самые важные экзамены – это игра на инструменте. Туда входит специальность, то есть я играю соло с концертмейстером, с пианистом. Это основной экзамен. Дальше у нас есть камерный ансамбль, квартет и так далее. Подводится весь итог обучения, можно сказать, за 20 лет. Очень волнительно было.

— А что ты играла?

— Я исполняла концерт Моцарта номер №4, первая часть и каденция. И сольное произведение Баха, партита ми мажор – лур и гавот. Если это о чем-то говорит (смеется).

— Кому-то из читателей это безусловно о чем-то скажет. Сама выбирала эти произведения или с преподавателем?

— С преподавателем. Но преподаватель, конечно, спрашивает, что я хочу. Сначала планировалось исполнять концерт Прокофьева № 1, но, в связи с такой обстановкой с ковидом, у нас на курсе много кто заболел, и в итоге я просидела перед самыми экзаменами недели две–три на карантине. Я даже не знала, каким образом я буду сдавать: удаленно или как обычно, концерт на сцене. В итоге мне разрешили играть обычный концерт, но пришлось поменять программу на более простую, потому что с преподавателем не было уроков.

— В итоге все получилось, все сдала?

— Да, все хорошо, все сдала, диплом получила. Конечно, не было такого торжественного вручения: просто пришла, дали и все – иди гуляй, свободна (смеется).

— Теперь у тебя есть высшее образование, диплом. Какие ощущения?

— Пока непривычно. Я пока еще не осознала, что уже все, свобода. Мне не надо никуда ходить, ничего не надо учить – нахожусь в свободном плавании, делай что хочешь. Немножко растерянное состояние, потому что преподаватель тебя всю жизнь направляет: что учить, что делать, в каких конкурсах участвовать. А тут все сам, но все равно чувствуется, что я уже дипломированный специалист. Это здорово.

— Еще раз поздравляем!

— Спасибо!

— Как принято у нас в рубрике, давай начнем сначала. Обычно родители решают, куда отдать ребенка или на каком инструменте ему играть. У тебя было по-другому?

— Я сама попросила родителей отвести меня в музыкальную школу. Мама сначала сильно сомневалась, потому что я уже ходила на танцы. Сказала: "Куда тебе школа, танцы, еще и музыкальная школа…" Я точно не помню, но, возможно, я туда пошла из-за своей подруги. Она записалась в музыкальную школу на пианино. Мне тоже хотелось что-то такое попробовать, быть рядом со своими друзьями, да и музыка меня интересовала, потому что я была уже с ней знакома – на танцах слушала постоянно. Так получилось, что скрипку я выбрала случайно, потому что в нашей музыкальной школе остались места только на ударные и на скрипку (смеется). Мы подумали, что для девочки лучше скрипка (смеется). Но почему-то я с детства думала, что стану именно композитором и никем другим. Я еще не понимала, что если я пошла на скрипку, то меня будут учить только скрипке, а не сочинять. Ну и потихонечку я втянулась, и это стало делом моей жизни.

— Кстати, о композиторстве. Сейчас ты исполняешь каверы, в процессе обучения тоже исполняются уже готовые произведения. Пробуешь что-то сама писать?

— Да, у меня есть небольшие произведения, обычно это какие-то миниатюры. Но я их никому не показываю (смеется). Потому что понимаю, что у меня нет такого академического композиторского образования, и все это немножко по-дилетантски. Но мне нравится это дело, и я понимаю, что если буду углубляться в тему, то придется отдавать все свое время композиторству, поэтому с осторожностью к этому подхожу. Есть настроение – я что-нибудь наберу на компьютере, или на скрипке поиграю, поимпровизирую. Но пока у меня небольшое количество своих произведений.

— То есть тебе хочется этим заниматься, просто пока было некогда серьезно подойти к сочинительству?

— Да, у меня пока не было времени. А еще у меня был один смешной эпизод в музыкальной школе. В музыкальной школе, помимо основных уроков, нас оставляли заниматься в классах самостоятельно, без преподавателя. Обычно занимались несколько девочек, и пока преподаватель не увидит, мы перебегали друг к другу в класс поболтать (смеется). И вот ко мне пришла девочка, моя подружка, и я решила ей сыграть свое произведение. Играю, стараюсь вся из себя, и тут заходит мой преподаватель (смеется). "Что здесь происходит!? Что ты делаешь, Маша!? Почему ты играешь не свою программу?! Что за бардак!" В общем, после этого я перестала играть свои произведения кому-либо и вообще делаю это тайно.

— Вот так учитель отбил тягу к композиторству…

— Да, как-то я начала стесняться этого. А то вдруг я делаю что-то не так, что-то вообще противоестественное (смеется).

news_614a2e2df1ae2.jpg

— Теперь ты свободна, с дипломом и можешь делать все, что хочешь.

— Да.

— И почему мы спрашиваем об этом.. У тебя же скоро выходит альбом! Получается, это альбом каверов, а не твоих произведений?

— Да, это будут каверы из Metro Exodus. Я уже давно исполняю некоторые их песни, но мне хотелось собрать полноценный альбом. Увековечить свой труд, так сказать.

— Расскажи об этом поподробнее. Как ты записывала его, будет ли там только скрипка или еще какие-то инструменты?

— Я все записывала дома – специально собрала домашнюю студию, чтобы записываться в любое время, когда мне хочется, и когда есть настроение. Уже давно хотелось записать этот альбом, но начала я с того, что писала ноты. Вышло всего, по-моему, 35 треков, и я старалась к каждой композиции написать ноты, то есть каждый инструмент, каждый звук прописывала. И потом по этому сделала минусы. В итоге решила, что будет 7–8 песен всего из 35 (смеется). Мне кажется, так много не стоит включать, ведь, например, там есть очень короткие, поэтому я выбрала самые красивые композиции. Я писала эти ноты несколько месяцев, и теперь поверх этого минуса я записала скрипку.

— Будем ждать! Уже известно когда альбом выйдет?

— Я надеюсь, что в ближайшую неделю все доделаю, оформлю и буду выкладывать.

— Вернемся в прошлое. Не было ли желания поменять скрипку и перейти к подруге на фортепиано, или на барабаны?

— Иногда было такое состояние, что вот ты занимаешься-занимаешься и ничего не получается. Иногда было лень заниматься на скрипке, и я садилась за фортепиано и думала, что на фортепиано я бы занималась больше и было бы гораздо приятнее (смеется). Но сейчас я поменяла свое мнение насчет этого. Но с какого-то момента, лет с 12–13, я начала участвовать в конкурсах, занимать какие-то места, и уже серьезно задумалась о будущем и все внимание уделяла скрипке. У меня была цель – поступить в музыкальное училище, и я не могла никуда в сторону от нее отойти.

— В итоге у тебя получилось. А когда ты выступала на конкурсах, чувствовала, на каком уровне ты находишься по сравнению с другими?

— В это время, когда ты еще маленький, ты очень сильно прислушиваешься к мнению преподавателя. Обычно он тебе говорит, где что не так, а где все хорошо. Ну и, конечно, бывало, говорил: "Вот! Те девочки играют лучше." (смеется) Но у меня внутри было чувство, что если я буду много работать, то я обязательно стану лучшей из них. Не знаю, может, это какая-то гордыня в тот момент была (смеется). Но, конечно, это с возрастом проходит, когда ты начинаешь кого-то слушать на YouTube, часто посещать концерты, то уже начинаешь сравнивать и понимать, какой уровень у тебя и у других.

— Один раз я съездила на конкурс в Рязань. Там была в жюри такая преподавательница, как Г.С. Турчанинова. Она была первым преподавателем у известного музыканта М.А. Венгерова, у В.В. Репина, а это мировые имена скрипичной сферы. И у меня сразу появилось чувство, что этот конкурс важен, что там будут очень сильные ребята, которые приехали из Москвы, из центральной музыкальной школы. Я на них смотрела с открытым ртом, как они здорово играют, как они ведут себя на сцене, и тогда я поняла, что мне еще есть куда расти.

news_614a2ef6e51f8.jpg

— Сейчас не искала информацию, кто куда поступил, а кто не стал вышку получать, хотя был очень перспективным музыкантом?

— Да, я посматривала в интернете и следила за ребятами, с которыми училась, и за теми, кто участвовал со мной в конкурсах. У всех сложилась разная судьба. Вообще, я планировала поступать в Москву, но так сложилась судьба, что я поехала в Петербург. А все мои подружки из музыкальной школы, по большей части, поступали в Москву. Вот так разделила нас жизнь. Кто-то вообще выбрал дизайн, кто-то пошел на какие-то государственные должности, кто-то даже пошел в политику – совсем в разные сферы. Был один мальчик, который сначала играл на скрипке, а потом перешел на гитару. Из моего класса большинство поступило на скрипку в музыкальное училище, но кто-то выбрал альт. Впрочем, когда ребенок выбирает альт, учитель не всегда с этим соглашается, и иногда бывает обидно.

— Почему?

— Почему-то такой стереотип, что если ты хорошо играешь на скрипке, то иди и дальше играй на скрипке. Альт для тех, кто не совсем справляется с программой. Мне кажется это странным, потому что это замечательный инструмент, с прекрасным тембром, и в некоторых моментах он мне даже больше нравится.

— Это как те, кто в оркестре играют на треугольнике. Кстати, давай поговорим про работу в оркестре. Понравился ли опыт работы с другими музыкантами?

— Последний оркестр, в котором я работала, был "Таврический", но сейчас он называется  Симфонический оркестр Ленинградской области. Это была моя первая официальная работа. И пока последняя (смеется). Я мечтала поступить работать в оркестр, это было одной из моих целей, и когда я туда прошла, была очень счастлива. Но когда ты учишься, то не совсем понимаешь, какая будет твоя работа в действительности. У нас был такой предмет, "Оркестр", где ты делаешь примерно то же самое, но на самом деле все оказывается по-другому (смеется). Приходишь такой радостный, думаешь, что осуществилась твоя мечта, ты играешь в оркестре, у тебя почти каждый день репетиции, видишь новых людей, но так получилось, что не все ко мне хорошо отнеслись. Ты вроде бы поначалу всем улыбаешься и тому подобное, а музыканты, которые там уже давно работают, посматривают на тебя как-то странно, начинают к тебе придираться: здесь ты не так играешь, здесь надо руку держать так, здесь – сяк. И бывают неприятные моменты, из-за которых ты отвлекаешься, и это мешает работать. В общем, люди так не должны делать (смеется). На работе болтать во время репетиции.

В общем, работа в том коллективе у меня не совсем получилась. Конечно, мы все работаем вместе, сидим рядом, почти каждый день на репетициях по несколько часов, и ты должен быть раскован и доверять тем людям, с которыми ты играешь, но не получилось. Не всегда так бывает. Наверное, нужно не останавливаться и искать свой коллектив. Я, наверное, была слишком молода для этого (смеется).

— А в целом какие ощущения от работы с профессионалами, от выступлений?

— На том уровне уже все серьезно, с тобой никто не будет нянчиться, не будет говорить: "Вот, иди поучи этот кусок, иначе ты не будешь выступать". В оркестре ты просто приходишь и делаешь свою работу. Все должно быть безукоризненно, потому что один раз ты ошибся, второй – и тебя могут уволить. Кроме обычных репетиций, проходят групповые репетиции, когда ты только с концертмейстером оркестром занимаешься, или когда три–пять человек отрабатывают какие-то сложные места. И в этот момент всегда на тебя смотрят, как ты справляешься со своей работой. Буквально малейшая оплошность, и уже начинают думать, а не уволить ли тебя (смеется). В учебе такого, конечно, нет. Ты понимаешь, что тебя все равно выпустят, все равно поставят какую-то оценку – все не так волнительно и не такая ответственность. Когда приходишь на работу, ты понимаешь, что все, что ты накопил во время учебы, ты можешь применить на практике, полностью выложиться – это приятный момент.

news_614a2f7656c8b.jpg

— Ну, раз у нас игровой сайт, давай поговорим про игры. У тебя в детстве были какие-то приставки или ты все свое время отдавала музыке?

— Мне на самом деле хотелось и в компьютер попробовать поиграть, и что-то подобное новое попробовать. У кого-то из ближайшего окружения был тетрис, у кого-то – тамагочи. А потом у моей соседки появился компьютер, и первое, во что я поиграла, это были гонки. Попробовала у нее поиграть еще несколько раз, потому что своего компьютера у меня не было. Он появился уже позже, да и то мне разрешали в нем сидеть только для учебы. Это был общий семейный компьютер, и большую часть времени сидел за ним папа (смеется).

— Играл?

— Нет, не играл (смеется). Делал свою работу. В общем, мне не разрешали играть в игры, поэтому меня очень сильно к ним тянуло и всегда хотелось попробовать. Брат иногда тайком приносил диски с играми. Была какая-то гонка еще одна и стрелялка где-то в космосе… The Sims мне дали мои родственники на один день поиграть. Я помню, что провела там два часа, у меня все персонажи умерли – на этом все, моя игра закончилась (смеется). Я не смогла в то время разобраться. В общем, на этом мой опыт с играми на какое-то время закончился, и вернулась я к ним буквально четыре года назад, когда у меня появился свой компьютер, который я уже сама купила.

— И какую игру ты поставила первой?

— Кажется, это была Ghost of a Tale – про мышку, которая бегает в подземелье. Потом был третий Ведьмак. Вообще, я не много играю. Это сейчас стало больше игровых трансляций, но за всю жизнь я очень мало прошла игр, по сравнению с нормальными геймерами (смеется). И сейчас я перешла на VR, и даже игры, которые не предназначены для VR, я стараюсь проходить в VR – потому как стоило мне попробовать VR, и больше мне не хочется возвращаться обратно к обычному геймингу.

— Говорят, что это совершенно другой опыт. Перед покупкой, ты сперва попробовала VR? Может быть, на выставке или у знакомых?

— Я просто сначала посмотрела видео на YouTube и уже примерно представляла, что это будет. Потом сразу купила и уже сама попробовала дома.

— И какие были первые ощущения? Говорят, что с непривычки укачивает.

— Да, укачивает. Я, на самом деле, еще до сих пор не привыкла и пью таблетки от укачивания. Сначала я попробовала Beat Saber. В нем, конечно, не укачивает, потому что ты стоишь на месте и в целом довольно комфортно в него играть. Потом я попробовала поиграть в ужасы, и вот там спустя 15 минут мне уже стало плохо (смеется). Если играть неделю-две без перерыва каждый день хотя бы минут по 20, то можно привыкнуть и укачивать не будет – не надо будет пить никаких таблеток, но у меня не получается играть каждый день.

— Это обычные таблетки от укачивания в транспорте?

— Да, обычные таблетки от укачивания, например "Драмина". Я один раз попыталась проверить, попробовать, может быть, без таблеток нормально станет, но меня хватило на полтора часа и пришлось бежать. Срочно бежать! (смеется) Так что лучше меньше играть, чтобы не укачивало, потому что мозг запоминает это нехорошее состояние и потом может развиться отвращение к VR. Если кто-то хочет попробовать, то лучше начинать потихонечку и каждый день.

— Какие VR-игры ты можешь посоветовать? Что тебе понравилось?

— Наверное, самая лучшая игра, которую я проходила на сегодняшний день, – это Half-Life: Alyx. Многие согласятся с этим.

— Чем она отличается от других? Проработанностью, графикой?

— Да, там хорошая графика, а это очень важно в VR, потому что ты должен ощущать себя в игре, чтобы все чувствовалось по-настоящему. Если графика плохая, иногда это мешает. В игре много моментов, связанных с VR – что-то взять, что-то потрогать, повернуть. Было много квестов, типа разминирования бомбы – это тоже все очень интересно. Для меня все это было в новинку. Не во всех VR-играх использованы все эти возможности. В Alyx хорош и сюжет, и графика, и все эти монстры, разные локации. Мне все понравилось, я бы с удовольствием поиграла еще раз. Еще мне понравился Skyrim. У него гораздо ярче краски и атмосфера по сравнению с тем, что в обычной версии на компьютере. Ты просто идешь по тропинке, играет музыка, какие-то животные появляются, птички… Все это очень здорово было. Иногда ловлю себя на мысли, что скучаю по Skyrim и мне хочется снова поиграть. 

— Просто снова погулять там?

— Да-да, оказаться в этой атмосфере, и с драконами.

— У тебя были даже видео-обзоры VR-игр?

— Да, у меня был такой первый опыт, я пыталась. На самом деле, мне оказалось сложно говорить на камеру. Первые обзоры я готовилась, прописывала все, что буду говорить. В итоге что-то говорила по памяти, а что-то читала с монитора, и это получилось, может быть, не совсем естественно, как будто я там новости читаю (смеется). Второе видео я попробовала сделать не только как обзор, но и как реакцию на мое прохождение. Там я уже импровизировала, заранее ничего не писала, а просто заранее прикинула, о чем буду говорить. Я смотрела свое прохождение и говорила все, что мне приходит в голову. Думаю, что в дальнейшем будет примерно такой формат. Буду смотреть, как лучше кадры нарезать, как это все правильно делать, чтобы все было красиво. Пока я еще не совсем умею, а только начинаю изучать.

— Как ты узнала про стримы и почему решилась попробовать?

— Сначала я думала о том, как бы мне стать самостоятельным музыкантом, чтобы не зависеть от оркестра, от официальной работы. На стриме я сама выбираю программу – что я хочу играть, сама выбираю время – когда я хочу поиграть, постримить или записать видео. Это большой плюс для меня. Я начала с видео для YouTube, потому что про него я знала, да и мои знакомые девочки уже записывали каверы для YouTube. Каверы я давно играю, причем сначала мы играли на улице (смеется). Да, у меня есть и такой опыт. Мы играли популярные композиции, и я подумала, а почему бы мне не записать видео для YouTube с этой музыкой. Записала. Думаю, чего-то не хватает. Точно – зрителей не хватает! Мне не хватает общения со зрителями, обратной реакции! (смеется)

Там были, конечно, комменты, но их было немного. Все равно хорошо услышать мнение зрителей о твоей игре и узнать, что бы они хотели послушать. Мне друзья сказали, что есть такие платформы, есть стримы, что там можно играть, и я перешла пробовать. Первый раз было очень-очень страшно. На сцене обычно не общаешься со зрителями, но ты их чувствуешь, ты их видишь и чувствуешь их энергетику. Но ты с ними не разговариваешь – обычно это делает тот, кто ведет концерт: объявит, все расскажет, а ты просто выходишь и играешь. А тут тебе нужно самому все это делать. Я привыкала к этому, я перебарывала свои страхи, и сейчас, мне кажется, получается вроде ничего (смеется).

— Отлично!

— Мне кажется, это очень важно, когда есть обратная связь. Первые стримы мне особенно нравились, потому что не было столько людей, и мы могли спокойно с ними общаться, как с друзьями. Для меня все это было необычно, и мне очень понравилась эта атмосфера. Я теперь даже не представляю, как жить без тех людей, которых я вижу на стриме. Это даже странно.

— Это здорово! Но наверняка ты столкнулась и с критикой, и с хейтерством, когда вышла онлайн. Как ты с этим справилась?

— Мне с самого начала рассказали, что это будет: что всегда будут люди, которым не понравлюсь я или то, что я делаю. Я так себя настроила, что я уже профессиональный музыкант, что может такого случиться? Я правильно играю, стараюсь, так что не стоит переживать из-за этого. Но, конечно, когда первый раз тебе кто-то что-то плохое напишет, ты не всегда различаешь, это человек, который всегда всем плохое пишет, которому вообще все равно, кто сидит с другой стороны перед камерой, или адекватный человек, кто действительно высказывает мнение, что ему не понравилось. И когда первый раз это пишут, ты, конечно, начинаешь жутко волноваться, стесняться, расстраиваться, хочется выключить камеру и идти плакать (смеется). Но я себя сдерживала, думала, что нужно продолжать играть дальше, работать над собой. И у меня до сих пор бывает такое, что на стриме сначала с тобой хорошо общается человек, а потом бац и начинает гадости писать – я до сих пор в такие моменты переживаю, но уже, наверное, меньше. Просто преподаватели, которые с тобой занимаются, они тебя готовят к провалам и говорят, что нельзя сдаваться, нужно идти дальше. Нужно просто работать, работать над собой, над техникой и стараться делать лучше. И это помогает.

— Так оно и есть. Расскажи про свой опыт уличных выступлений. Это чем-то похоже на то, как ты в первый раз вышла онлайн на стриме?

— Да, это похоже, но там я была не одна. Со мной были подружки, и это немножко успокаивало.

— Были прохожие, которые тоже реагировали не очень адекватно?

— Да. На самом деле, кто плохо реагирует – это тот, кто тоже стоит на улице и просит денег (смеется). Потому что появились конкуренты – молодые красивые девушки, играют популярную музыку, а кто-то просто стоит и попрошайничает, и, конечно, ты им не нравишься. Бывало, что подходили и другие музыканты, говорили, что мы заняли их место. Полиция нас никогда не гоняла, что странно (смеется). Или, может, просто они нас не видели. Иногда кто-то выходил из магазинов, у которых мы рядом стояли, и просил перейти в другое место, но чаще всего работники магазинов просили, чтобы мы продолжали играть у их дверей, радовали народ.

— Денег не предлагали?

— Предлагали, было и такое. Вообще, много людей проходят, кто-то говорит: "Ой, как здорово вы играете! Я тоже музыкант!" Какие-то преподаватели даже приходили. Кто-то подходил и предлагал работу в ресторане или еще где-то. Но обычно люди приходят и просят что-то сыграть, но музыканты не всегда знают большое количество песен, и ты такой стоишь и не знаешь, что делать. Но сейчас я знаю больше песен, чем тогда, когда мы играли на улице. Самое большое – мы играли шесть часов, уже раз пятый повторяли по кругу все песни, и всем уже хотелось домой. Почему мы пошли играть на улицу? Девочкам нужно было собрать денежку на обучение, и это оказался быстрый способ – это достаточно прибыльное дело, но тяжелое. Нужно стоять в любую погоду, у некоторых настроение портится, можно заболеть. Я смотрю, сейчас в Петербурге люди стоят и играют. Мой однокурсник тоже стоит играет (смеется). Это один из способов зарабатывания денег, а для меня это был хороший опыт выступлений перед большим количеством людей и не обращать внимание на то, что тебе говорят, и продолжать играть.

news_614a313ce0b6c.jpg

— Говорят, что у скрипачей рука как-то неестественно лежит, и нужно подкачивать мышцы. На стриме с VR даже был мем, где у тебя руки с очень напряженными мышцами. Ты ходишь в зал, либо это с годами от скрипки мышцы сформировались?

— Специально я в зал не хожу и не тренируюсь. Только от скрипки. Не знаю, почему-то вот так получилось, что есть мышцы на руках. Даже преподаватели на экзамене удивились, когда увидели мои мышцы – у меня было открытое платье без рукавов. Но я знаю музыкантов, которые специально тренируют руки и спину, чтобы были сильные мышцы. В принципе, это неплохо, это нужно делать. Тяжело все время держать скрипку на весу, но ты привыкаешь, и потом должно все легко получаться. Зал, конечно, в этом помогает, но я пока туда не хожу – занимаюсь легкой зарядкой, растяжкой и все. Я занималась танцами, ходила на балет. На самом деле, раньше у меня были больше накачаны мышцы, чем сейчас. Ноги были совсем другие, потому что в балете большая часть нагрузки идет на ноги и на спину. Один раз я пыталась ходить в зал и, отходив примерно неделю, поняла, что мне тяжело каждый день это делать. Я занималась на каких-то простых тренажерах, приседать со штангой мне нельзя – колени сразу скажут до свидания. Поэтому я решила, что пока не буду ходить в зал.

— Понятно. Давай вернемся к стримингу. У тебя очень много оборудования, классно оформлена трансляция. Ты все сама подбирала и оформляла или кто-то что-то советовал, помогал?

— Что-то я сама подбирала, о чем-то советовалась со знакомыми, например какое лучше оборудование взять. Читала в интернете, что лучше взять для скрипки, какой микрофон лучше, читала советы разные, смотрела видосики на YouTube. И в итоге купила, потихонечку, но не все сразу. У меня за это время поменялись уже три камеры. Уже даже не помню, какая у меня была первая. Сейчас у меня Fujifilm, и мне кажется, пока это самое лучшее из всего, что у меня было. Сразу не понятно, стало лучше или нет, но когда открываешь старые видео и сравниваешь – разница небо и земля. По звуку то же самое. Сначала у меня был маленький микрофончик, который крепился на скрипку, и понятно, что звук мне не очень нравился.

— А настраиваешь и подключаешь ты тоже сама?

Да, но это было очень долго. Особенно долго я все настраивала. Я долгое время готовилась к стримам. Полгода я читала, изучала. Этот микрофон, который у меня сейчас, я вообще заказывала из Америки, прямо с той фирмы, где они выпускаются, потому что по-другому его просто не достать.

— Какое оборудование у тебя стоит?

— У меня есть компьютер, внешняя звуковая карта, отдельный преамп для акустики, такой большой и ламповый. Я искала тот самый ламповый звук (смеется).

— А для тебя есть разница, ламповый предусилок или цифра? Гитаристы об этом всегда спорят, а каково мнение скрипачки?

— Наверное, есть, но, мне кажется, это все чисто на внутренних ощущениях, может быть, даже на стереотипах. Просто все слышат по-разному, у всех разный слух. Лично мне показалось, что у лампового теплее звук, но что такое теплый звук, довольно сложно объяснить.

— И на вокал, и на скрипку?

— На вокал у меня другой усилитель – ART TUBE MP STUDIO V3, а микрофон Shure SM7B.

— К тебе за советами по настройке какие-то музыканты обращались?

— Мне всего человека два из музыкантов написало, и то не по поводу звука, а по поводу трансляций – спрашивали, через какие сервисы я стримлю, как это все настраивается и так далее. Но я обычно не отвечаю на такие вопросы (смеется).

— Да, эти вопросы можно легко нагуглить, а вот подключение инструментов...

— Секрет фирмы (смеется). А по стримам, да, все это можно найти в интернете. 

— Расскажи про свои скрипки. У тебя есть акустическая и электро, но акцент делаешь на акустике.

— Да, для акустики более дорогостоящее оборудование – конденсатор с узкой диаграммой направленности Neumann KM 184 и ленточный AEA R92. Но так получается, что я могу играть только до десяти, и все-таки хочу передвинуть время своих стримов, ведь сейчас я всего полтора часа играю на акустике, а потом уже вынуждена на электро переходить. Начинала я свои стримы по большей части на электро, потому что у меня не было хорошего микрофона. Я специально и стену обклеила акустическим поролоном, и расстояние микрофона выверяла по линейке. Сейчас я даже не уверена, что смогу второй раз все это настроить, потому что было очень много разных нюансов! Так что если у меня все полетит, у меня месяц уйдет, чтобы это все снова настроить.

news_614a2f992dd58.jpg

— Зато у тебя есть своя мини-студия. А тебе самой больше нравится акустика или электро?

— Наверное, больше акустика, потому что я с этой скрипочкой уже давно – лет 10 на ней играю. Я купила ее на первом курсе училища, и с тех пор уже столько лет прошло, что я с ней сроднилась. Я знаю все ее тонкости, как она может себя вести, в какую погоду как нужно ее разыгрывать, готовить к выступлению. Дерево совсем другое становится по акустике. Например, есть такой эффект, когда ты чисто ставишь ноты, ставишь пальцы на нужное место, то инструмент отзывается. Это называется обертон, когда начинает вибрировать корпус и вся скрипочка. Это очень приятный эффект, когда ты играешь не в наушниках. А в электро мне нравится то, что я могу использовать в ней разные эффекты, например, дисторшн или еще что-то. Она больше подходит для рока.

— То есть можно запилить что-нибудь тяжелое?

— Да-да! Есть такой эффект, когда ты без смычка играешь, просто ударяешь по грифу пальцами. Мне нравится, что электроскрипка дает такое разнообразие в эффектах. Вообще, я ее покупала, чтобы играть после десяти часов вечера, чтобы не было ее слышно. Специально взяла скрипочку из Silent-серии.

— Расскажи, а что значит готовить скрипку к игре? Как-то меняется звук в начале игры и, например, после часа игры?

— Многое зависит от акустики, в каком зале играешь, в каком состоянии твои руки. Ты начинаешь играть на инструменте, и тепло тоже передается инструменту, дерево реагирует на это тепло – оно становится мягче, и звук немножечко меняется. Может, это не все услышат, но такое есть. Перед выступлением нужно обязательно разыграться, чтобы руки стали теплыми, чтобы настроить контакт смычка со струной. Но, на самом деле, когда я поиграю часа два, мне нужно подтягивать смычок, потому что он становится теплее дерева и натяжение ослабевает.

— Он ведь сделан из конского волоса, да?

— Да. Почему-то берут именно у коней, а не у лошадей из хвоста (смеется). В общем, когда инструмент нагревается, сами струны могут менять высоту. К этому тоже нужно подстраиваться. Бывало, что на стриме я останавливалась и выключала звук - все зрители сразу: “Ой, что такое? Что случилось?”. А это я просто настраиваю инструмент. Теперь я зрителей предупреждаю. Вот такой вот живой инструмент - скрипка.

— Действительно. Говорят, что главное отличие от обычной гитары в том, что там нет ладов и ты должен чувствовать инструмент, особенно когда пробуешь играть на новой скрипке. Есть такой момент?

— Да, такой момент есть, потому что у каждого инструмента разные мензуры. Например, моя скрипочка похожа на модель тирольской, и она немножко меньше, чем стандартная скрипка. У нее узкий гриф, и когда я перехожу с акустики на электро, мне не всегда комфортно. Поэтому нужно заниматься и на той, и на другой. Может быть, другой угол наклона грифа. Расстояние между струнами может быть разное, из-за этого смычок должен как-то по-другому пристроиться, чтобы смена струн была гладкой. С этим нужно сначала разобраться, а потом уже играть на новом инструменте.

news_614a2fb15635e.jpg

Продолжение следует...


Полезные ссылки:


Прошлые интервью рубрики: