Izzard

01 октября в 11:41

18029

ToD и Neo – о текущем состоянии Warcraft 3, балансе, патчах, игровой мете, киберспортивной сцене и ESL Pro Tour

В одном из недавних подкастов от Back2Warcraft небезызвестные ToD и Neo обсудили положение дел на сцене Warcraft 3. Парни затронули много тем, начиная от баланса и заканчивая рассуждениями на тему того, будет ли новый сезон ESL Pro Tour, и если будет, то не попробовать бы сменить формат турнира. Мы перевели этот разговор в текстовый формат.

Причемание: приведенный ниже текст включает в себя не все, что было сказано во время эфира. Ничего такого, что могло бы серьезно исказить смысл слов, мы не убирали, но некоторые эпизоды или реплики (например, в которых ToD вспоминал некоторых бойцов ММА, которые говорят все напрямую и без обиняков) мы убрали.

Хуманы и баланс

ToD: У меня сейчас пригорает. Мне кажется, что для хуманов все матч-апы являются достаточно сложными. Каждый день мучаюсь. С одной стороны, я очень люблю эту игру. С другой стороны, я ее сейчас ненавижу. В том смысле, что чем больше я играю, тем лучше в ней разбираюсь, тем лучше вижу все недостатки. Я ценю красоту варкрафта, но мне больно из-за того, как впустую пропадает потенциал игры.

И такое сейчас со многими играми. Я еще играю в PUBG; могу сказать, что эта игра меня тоже приводит в ярость. В какой-то момент в PUBG было больше игроков, чем в Dota или CS, но разработчики никак это не использовали, ничего не делали и в результате растеряли значительную часть аудитории.

Если говорить о Warcraft 3, то, конечно же, можно сказать, что Reforged запороли, но сейчас Blizzard вообще исчезли с радаров. От них не слышно вообще ни-че-го. Мы даже не знаем, будут ли еще обновления баланса. И меня это тоже накаляет. Я ведь вкладываюсь в эту игру, стримлю ее каждый день. Я хочу, чтобы игра существовала в своем лучшем виде, ну или хотя бы близко к этому.

Neo: Сам я не то чтобы много играю, но просто просматривая игры могу понять, о чем ты говоришь. Я сам как-то недавно во время трансляции говорил, что игра за хумана на 90% состоит из страданий. Понятное дело, что хуман часто играет быстрый экспанд, и естественно, что из-за этого у него появляются определенные уязвимости и он отстает по технологиям. Но все равно – это же просто нужно как-то выживать, как-то терпеть в течение где-то 15 минут. И при этом игра может закончиться на отметке, скажем, в 19 минут. В итоге получается, что три столпа игры за хуманов – это страдания, ненависть и злость. И потом 3–4 минуты удовольствия. Выходит определенный дисбаланс в плане получения удовольствия от игры. Согласен?

news_6156c6b084152.jpeg

ToD: В целом, да. Вспоминается трейлер, кажется, "Безумного Макса", где он говорил "Я Безумный Макс, моя жизнь – это страдания".

В общем, сейчас за хуманов играется совсем не так, как раньше. Юниты, герои – слишком сильно поменялись. Странные ощущения. И чувствуется, что сейчас очень многие недовольны балансом. Почему так?

В какой-то момент я подумал, что мы, может быть, просто слишком сосредоточились на негативных моментах вместо того, чтобы сфокусироваться на моментах хороших. Но вот если поспрашивать людей, что они думают? Считают ли они, что сейчас игра в худшем состоянии (в плане баланса), чем три, четыре, пять лет назад? Мне кажется, что многие не смогли бы ответить – пришлось бы собираться с мыслями и вспоминать, что было с определенными матч-апами какое-то время назад.

Я вот иногда думаю, что матч-ап хумана против андеда очень плох. Но потом пересматриваю какой-нибудь старый VOD – и вижу там 12 башен на экспанде. А нежить пытается пробить это 8 дестрами. И тогда я говорю себе, что вроде как сейчас этот матч-ап не хуже, чем был раньше. В плане удовольствия от игры. Ну а в плане баланса?

Я пытаюсь рассматривать баланс в игре непредвзято. Смотрю разных игроков, слежу за их успехами. Но в итоге все равно прихожу к выводу, что сейчас все матч-апы являются для хумана очень сложными. Причиной тому – разные баффы и нерфы, которые были в последних патчах.

Не говорю, что у меня на 100% правильное, объективное, непредвзятое мнение. Просто рассказываю о том, что я чувствую и что я вижу. Мне часто говорят, что я известный на сцене WC3 человек, инфлюэнсер, и поэтому мне не следует так много вайнить. Но я себя не вижу в таком ключе и не считаю, что я должен быть этакой ролевой моделью, примером для других. Я считаю, что мне нужно говорить о том, что кажется мне правильным. И если я думаю, что игра сейчас является не в равной степени честной по отношению к разным расам, то я об этом высказываюсь.

news_6156c6cf71eff.jpg

Neo: Ну я бы сказал, что ты входишь в топ-4 инфлюэнсеров. Не уверен насчет Grubby, потому что он сейчас играет и в разные другие игры, и я не знаю, насколько много внимания он уделяет варкрафту. Получается, что есть я, Remodemo и ты. Ну или у кого еще есть такое присутствие в медиа? Столько подписчиков в том же твиттере? Мне кажется, ты недооцениваешь свое влияние на сообщество.

ToD: Я не столько про влияние, сколько про то, что я обычный человек, у меня есть эмоции, я могу ошибаться.

Neo: Это да. Мне вот везет в том плане, что мне не нужно стримить мои собственные игры. С точки зрения комментатора все выглядит немного по-другому. Нет такого, что ты как-то сверхувлечен своей собственной игрой. Со стримерами иначе – там именно такое и происходит, отсюда и эмоции.

Писать ли GG в конце матча

ToD: Я тут заметил, что Remodemo перестал писать в конце игры gg. И мне показалось это забавным, потому что когда я какое-то время назад вновь начал играть в варкрафт, вы в Back2Warcraft всегда отпускали какие-то комменты, когда я выходил из игры без gg. А теперь вот Remodemo сам перестал писать gg в проигранных играх.

И многие говорят, что "ну напиши ты gg, это хорошие манеры, это спортивное поведение, тебе это ничего не стоит". Но лично мне не кажется, что это так уж важно. Может быть, если ты постоянно играешь много игр, то для тебя это gg уже ничего не значит? Есть люди, которые в каждой проигранной игре пишут gg, но при этом по жизни являются куском дерьма. Для меня gg уже какое-то время назад перестало что-то значить. Но вообще, по этому вопросу у каждого свое мнение.

news_6156c76078a49.jpg

Grubby вот как-то рассказывал, что когда с тобой здоровается сосед, то ты здороваешься в ответ, и что то же самое применимо и к gl hf в начале игры. Но я вот, например, не люблю печатать в чат в начале партии. Когда такое происходит, то я моментально жалею – сбивается билд и так далее.

Neo: Я думаю, есть разница между ладдером и крупными турнирами. Если речь про, допустим, четвертьфинал Дримахака, то вот там игроку действительно нужно написать gg перед выходом из игры. А если говорить про ладдер, где ты играешь по 8 часов и по 40 день в игр, то там это уже теряет свое значение.

Можно ли сбалансировать варкрафт. Почему не работает предварительная обкатка патчей на тестовом сервере

ToD: В целом согласен, но в последнее время я тут ничего не могу с собой поделать. Недавно играл против Bizzare в финале командной лиги. Первую игру я кое-как выиграл, а во второй он построил хедхантеров и я просто не смог ничего сделать. В итоге я сидел и злился, какая же эта игра тупая. Мне кажется, тут gg уже ничего не значит. Да, соперник сыграл хорошо и выиграл, молодец, но так-то у нас патч, в котором хедхантеры просто перебаффаны. Это словно кошмар какой-то. Bizzare, конечно, не виноват – он использует то, что лучше работает. Но я при этом очень разочарован тем, что Blizzard допускает подобное от патча к патчу.

До этого ведь был патч с Кипером, где мне все говорили, что не надо жаловаться, что нужно просто лучше играть. А потом был патч с Криптлордом. А теперь у нас патч с хедхантерами. Ну а дальше что?

Я просто хочу честной игры. Мне не нужно, чтобы в следующем обновлении перебаффали рифлокастеров и я бы начал всех обыгрывать направо и налево. Я хочу, чтобы игра была максимально честной, но сейчас мне кажется, что мы от этого очень далеко. Я злюсь не на соперников, а на игру.

Neo: Я могу возразить. У нас в последнее время было много турниров, где в топ-4 выходили представители всех рас. Финалы W3Champions, Afreeca Warcraft League, Yule Cup, TP Cup, Smile Cup. На пяти турнирах подряд такое было.

news_6156c82b36c41.png

Сетка плей-офф Smile Cup

ToD: Да, и это хорошо. Но на турнире обычно нужно выиграть примерно пять матчей, чтобы дойти до топ-4. Это не такая уж большая победная серия. Так что я не думаю, что это хороший индикатор. Ну, то есть нет такого, что в игре есть какая-то раса, которая вообще не выходит в топ-4 или топ-8 – и это хорошо. Но это не значит, что баланс хорош или близок к хорошему. До того момента, когда матч-апы будут хотя бы приблизительно равными, нам очень далеко.

И я вот буквально на днях думал, насколько вообще сложно сбалансировать Warcraft 3? Кому под силу такая задача? И нет ответа. Все просто перессорятся друг с другом, не будет согласия. Но мне хотелось бы, чтобы Blizzard больше старались в этом направлении. Выпускали патчи почаще, чем раз в год. Мы уже 11 месяцев без обновлений баланса сидим. И никаких признаков того, что будут последующие обновления. У игры есть сообщество, есть игроки, стримеры, зрители – но ноль новостей от Blizzard. И что прикажете нам всем делать?

Neo: Когда ты ранее написал в твиттере, сколько времени мы сидим без патчей, я был в шоке. Я даже не заметил, что это уже так долго. В апреле же вроде был мини-патч... Или погоди, там довольно серьезные правки были. Свиток скорости, медведи... 1.32.10. Так что получается пять месяцев без патча.

Но сути не меняет. Понятное дело, что сбалансировать эту игру очень сложно... Но тогда нужно чаще пробовать, чаще использовать метод проб и ошибок. Экспериментировать. Мне кажется, многие готовы давать обратную связь по этому вопросу. Каждый раз, когда новое обновление выходит на тестовый сервер, разработчикам приходит много фидбэка.

ToD: Так, погоди... Ты не путай фидбэк с форумными комментариями от ребят, которые даже не играют на тестовой версии. Я бы такое обратной связью называть не стал.

Neo: Нет, ну всегда же есть большие видео от тебя, от ThorZaIN'а и Starshaped'а, от Remodemo.

ToD: Ну а кто-то играет на тестовом сервере? Да никто там не играет. Все просто делятся своими мыслями, при этом не поиграв даже на предложенном балансе. Если бы PTR не было, то я бы думал, что "эх, неплохо бы было сделать тестовой сервер". Но этот самый тестовый сервер у нас есть, однако всем на него пофигу. Я даже пробовал как-то помогать, турниры там устраивал на тестовом балансе. Но тут есть проблема: не положишь призовой фонд – никто не будет стараться в играх.

Neo: Угу. Мы же вместе комментировали. Уже в первом матче был тако-о-ой цирк!

ToD: А даже если ты сделаешь призовой, то игроки договорятся его поделить и все равно не будут выкладываться. К тому же некоторым кажется, что если они хорошо отыграют на тестовом балансе, то запланированные для их расы баффы могут отменить. Да и потом, PTR – это ведь сервер US West, никто из европейцев не хочет там играть. Так что, увы, толку от PTR совсем немного.

При этом никто не понимает игру на таком уровне, чтобы просто прочитать патчноут и сразу сделать правильные выводы о том, как именно предложенные изменения повлияют на игру. И, по факту, практически все практически всегда оказываются полностью неправы.

Neo: Даже TH000 и Infi, которые, пожалуй, являются лучшими игроками за рандом в мире.

Развитие игровой меты

ToD: И баланс сам по себе – это сложная тема. Его сложно понять. Многие, например, смотрят Happy, и он тоже много на что жалуется. Странно слышать, как он говорит, что андедам нужны баффы. Я говорил об этом в прошлом: если ты играешь на высоком уровне, то, конечно, ты стремишься стать еще лучше, но при этом ты видишь, чему ты проигрываешь. И когда против тебя что-то такое используют, то ты думаешь: "Почему все так не играют? Они бы меня тогда постоянно обыгрывали".

Happy выигрывает у Foggy 90% игр. Но те 10%, что он проигрывает – он смотрит и думает, а что можно было сделать лучше. Ну, здесь получше отыграть, и вот там. Но, даже исправив эти моменты, он бы с высокой вероятностью все равно проиграл в тех играх. И все равно он продолжает играть и все так же выигрывает 9 из 10 игр против Foggy. Или тот же Lawliet постоянно ноет на хуманов, но очень хорошо играет против них на турнирах. Я сам в бытность прогеймером постоянно ныл на эльфов. Всю свою карьеру этим занимался. И при этом посмотрите на мой винрейт против эльфов: я один из тех, у кого лучший процент побед против Moon'а на турнирах, я обыгрывал SoJu и других. И я помню, как смотрел записи своих поражений и говорил себе: "Если мои соперники будут так играть постоянно, то я всегда буду проигрывать".

news_6156c8b934268.jpg

Об игре можно думать по-разному, можно подходить к ней по-разному. Например, если у тебя проблемы в матч-апе против определенной расы, то ты можешь попробовать сам поиграть за нее. Я знаю многих игроков, которые пробовали подобное и понимали что-то новое, чему-то учились. Например, я сам раньше думал, что атаковать андедовских аколитов практически невозможно и бессмысленно, но когда я сам поиграл за андедов (они выпадали мне за рандом), то я задумался о том, что, возможно, есть определенные тайминги, когда на них все-таки можно поохотиться.

Neo: Многие эльфы сейчас так играют против андедов. Берется Кипер, и просто начинается харасс гулей и аколитов. И это очень хорошо работает, ведь потеря даже одного из добывающих юнитов серьезно бьет по таймингам. Стиль того же Foggy против андеда во многом нацелен на выход в лейт и сбор критмассы дриад, и он нашел простой и эффективный способ, который позволяет ему осуществить свой план на игру.

ToD: Кажется, что игра по-прежнему во многом развивается. Я в последнее время очень впечатлен игрой таких игроков, как Chaemiko и Sok. То, как они кайтят, – это просто нечто. И они делают это в сражениях, когда любой другой игрок просто стоял бы и разменивался. А они нет, они играют по-другому. Начинают бой, замедляют все, отступают, снова атакуют, снова замедляют, снова отступают... И обратите особое внимание на то, как они делают это против орков и эльфов.

news_6156c86672552.jpg

Neo: То же самое могу сказать. Меня очень впечатлил недавний матч Chaemiko против Lyn'а на одном из ESL-капов. Он так блестяще дал бой! Я такого несколько месяцев не видел ни от одного хумана. Все прекрасно исполнено, отличные уклонения, отличная фокусировка огня – и все получается!

И еще была одна игра на CH. Ты знаешь, там очень сложно ставить эксп против KotG. И Chaemiko закрипил большую часть точки, затем отправил ополченцев на базу. KotG пришел на точку крипинга, но там просто было некого атаковать. Эльф пошел на базу к хуману – но там тоже толком ничего не смог сделать. Просто прекрасно продуманные три минуты игры! И мне кажется, что Chaemiko сейчас оказывает большое влияние на расу хуманов.

Баланс с точки зрения призовых денег. Кто больше всех выигрывает у андедов

ToD: Тут недавно опубликовали информацию по выигранным призовым за 2021 год, и хуманы там на последнем месте. Хуманы выиграли в два раза меньше денег, чем эльфы. Интересно посмотреть, получится ли у Chaemiko при его нынешнем уровне игры как-то сократить этот разрыв. Сейчас он реально расширяет возможности расы хуманов, и в этом уже давно существует потребность.

Каждый раз, когда я припоминаю статистику по призовым, то мне говорят, что "ну вот Infi же уже не играет, поэтому хуманы так мало выигрывают". Но так ведь не должно быть следующие пять лет, верно? Должен быть кто-то, кто придет на место Infi. И этот процесс занимает определенное время, но мне кажется, что Chaemiko уже сейчас близок к тому, чтобы занять это место. Действительно хороший хуман, который что-то придумывает, привносит новые идеи и показывает нам, как правильно играть за эту расу.

И так было в прошлом. Когда ушел Sky, то ему на смену пришли тот же Infi, TH000. Так и должно быть.

Neo: Но вообще ощущается, что Infi и TH000 больше не играют. У хуманов сейчас нет такой суперзвезды, какие есть у всех других рас. Chaemiko и Sok выигрывали тир-2 турниры, но им, на мой взгляд, не хватает стабильности. У них может быть очень мощный пик формы, а на следующем турнире они могут вылететь в Ro16.

Ну а эльфам в плане призовых еще очень помогло то, что именно эльфы заняли топ-2 на последнем WGL. В остальном победы на турнирах тир-1-уровня распределяются примерно поровну. Но хуманам сейчас точно не достает игрока, который был на одном уровне с теми же Moon'ом и Lyn'ом.

news_6156c8a4be3cc.jpg

ToD: Один парень мне в комментах написал: "если из выигранных андедами призовых убрать те, что выиграл Happy, то на остальных игроков за нежить останется 46,3 $". Я даже проверил – Happy не больше всех выигрывает у андедов. За этот год он выиграл 21 000 $. И даже без Happy андеды навыигрывали 96 000 $, что на 26 000 $ больше, чем выиграли хуманы. Но все равно многие пытаются убедить меня, что это Happy тащит андедов и без него они выигрывали бы гораздо меньше. Я согласен, что Happy – лучший игрок за нежить, но все не так просто, как многим кажется.

Neo: Согласен с тем, что Happy, вероятно, лучший, но он почти не играет турниров с большими призовыми. Есть DreamHack, но там очень щадящее распределение призовых, и Happy за победу в этом турнире получает 2 400 $. То же самое можно сказать про финалы сезонов W3Champions – очень щадящее распределение призовых. И еще Happy гриндит ESL-капы. Собственно... все?

А вот eer0 играет много разных конкурентных тир-2 турниров в Азии. На последнем TP Cup призовой был 11 000 $, и там очень серьезный подбор игроков, а победитель забирает половину призовых или больше. Smile Cup еще был, там призовой 16 000 $. Ну и eer0 стабильно заходит в топ-2 или топ-4. Вот он серьезно влияет на количество выигранных андедами призовых, хотя при этом не является лучшим андедом.

Про Happy

ToD: Я думаю, что Happy нужно играть на азиатских турнирах. Очень жаль, что он этого не делает. С одной стороны, я согласен, что играть на пинге неприятно, но при этом он же все равно показывал бы достаточно хорошие результаты – посмотреть на того же Foggy.

Но в чем-то я его понимаю. Я сам десять лет был киберспортсменом и больше не хочу навязывать себе такой образ мышления, где ты заставляешь себя тренироваться, постоянно пытаешься быть лучшим. Это вообще нездоровое состояние. Совершенно не хочется заниматься физическими тренировками, не хочется гулять – хочется только играть в игру, чтобы стать в ней лучшим. Не знаю, устал ли Happy от соревнований с самыми топовыми игроками и ему вполне хватает того, чтобы просто доминировать в Европе, но в любом случае это его выбор. Хотя мне и кажется, что это упущенные возможности.

news_6156c8d82fd17.png

Neo: По-моему, в истории с Happy и китайскими ивентами дело в том, что ему там пара организаций не заплатили призовые. На 99% уверен, что это не WGL, так как он говорил, что ему не выплатили что-то порядка 5 тысяч.

Получить деньги с китайских турниров не невозможно, но тут все равно могут быть серьезные сложности с отправкой денег из Китая в Россию. Тем не менее у многих игроков есть какие-то посредники, которые их выручают. Может быть, у Happy такого посредника никогда не было – тогда могу понять, почему все так непонятно и сложно.

Могу предположить, что какие-то китайские организаторы прекратили работать с Happy. Могу представить, что и сам Happy перестал общаться с несколькими людьми, которые могли помочь ему с получением денег.

В общем, можно было бы найти причину сыграть на китайских турнирах. Но тогда у нас не было бы такого хайпа вокруг того момента, когда топовые игроки со всего мира наконец-то встретятся в оффлайне. А LAN'ы ведь вернутся. ESL уже что-то анонсировали насчет своих турниров по CS:GO и SC2.

Перенасыщение сцены. Командные лиги

ToD: Мне не кажется, что сейчас сцена Warcraft 3 перенасыщена и игра стала приедаться зрителю. Да, турниров много, мы видим на них примерно одних и тех же игроков, но ведь это лучшие игроки. Никто, вроде бы, пока что не жалуется. Я не против каждую неделю видеть игры таких ребят, как Chaemiko, Lawliet, Moon и так далее.

Neo: Угу. Хотя я был бы только за, если бы определенные турниры чуть больше выделялись на общем фоне, потому что иногда возникает ощущение, что все одно и то же. Но я при этом понимаю, что сложно как-то "разбавить программу", так как условные 2х2, 4х4 и клановые турниры не вызывают достаточно интереса. А если делать турнир с рандомными расами или там героями, то это автоматически понижает статус этого ивента. Сложно сделать так, чтобы турнир выделялся на фоне других инвентов, не тратя при этом значительных денег на, допустим, продакшен.

news_6156c90a70c39.png

Список последних тир-2 турниров по Ликвипедии

ToD: Может быть, нужно больше командных лиг? В варкрафте в свое время была WC3L, сейчас чего-то подобного очень не хватает. Ты только представь WC3L сейчас. Там бы играли Happy, Foggy, HawK, Moon, другие топовые ребята... Конечно, были бы сложности с пингом, но эй, в былые времена с этим было еще хуже. Хотя сейчас народ стал менее толерантным в этом плане. Европейцы не захотят играть на NetEase, азиаты не захотят играть на других серверах.

Но все равно мне кажется, что крупная командная лига – это важный элемент экосистемы игры. Многие до сих пор с теплотой вспоминают времена WC3L.

Neo: Мне кажется, что зрители даже не стали бы разбираться, какой игрок за какую команду играет. Когда была WGTL, то там сезон длился 6–8 недель, а то и дольше. Но даже под конец сезона люди в чате не знали, кто играл, например, за Rogue Warriors или ELL.

ToD: Ну так это же не настоящие команды были, а миксы. У лиги не было продолжительного нарратива, сюжета.

Neo: LP Club – это реальная команда. Rogue Warriors – это реальная команда.

news_6156c947539cd.jpg

ToD: Мне кажется, что у варкрафта есть, конечно, хардкорные почитатели, но есть и люди, которые просто иногда включают стримы. Им не нужно смотреть игру круглосуточно, чтобы получать от этого удовольствие. И им сложно уследить за всем, что происходит на сцене.

В общем, если бы в варкрафте была крупная лига, у которой было бы, допустим, два сезона в году, и на которой играли бы лучшие игроки, это было бы хорошо для игры.

Neo: Я бы хотел провести лигу, аналогичную старкрафтерской Warchest Team League. Есть кастеры и есть пул игроков, из которых они набирают себе команды. Потом начинаются кланвары, и кастеры вместе комментируют матчи своих команд – конечно же, сверхпредвзято. Это было бы очень круто! Но такое сложно организовать... Хотя не невозможно.

ToD: Сложно такое сделать с пингом. И еще я не уверен, что в варкрафте все игроки достаточно хорошо относятся друг к другу и сумеют найти общий язык с теми же комментаторами. Remo, допустим, будет капитаном команды Happy, скажет ему "теперь ты выходишь играть", а Happy его пошлет. Сгущаю краски, конечно, но тем не менее.

Neo: Ну, это же тоже часть драфтовой стратегии. Выбираешь либо лучших игроков, либо собираешь себе дружелюбную команду с хорошей атмосферой. Например: Hipposaur, ArminvB и Lawliet.

Анонс нового сезона ESL Pro Tour (и будет ли он вообще)

ToD: Могу сказать, что в киберспорте все делается в последний момент. Поэтому если будет новый сезон ESL Pro Tour по варкрафту, то мы узнаем об этом где-нибудь в начале следующего года. Но я не слишком оптимистично смотрю в будущее, потому что мне не кажется, что WC3 собирает хорошие цифры. Хотя я, конечно же, не знаю, сколько денег уходит на то, чтобы провести сезон.

Разумеется, ESL анонсировали EPT по варкрафту с надеждой на Warcraft III: Reforged, но из "перековки" ничего не вышло.

Neo: Из "перековки" вышло большое разочарование. Я вот тоже не уверен, что будет новый сезон ESL Pro Tour. Но я придерживаюсь такого же принципа, как и ты: смотрю на вещи с пессимизмом и потом очень радуюсь всему хорошему.

Есть пара положительных моментов, в том числе по части внимания аудитории. Финалы азиатского Дримхака смотрели 13 тысяч зрителей. В Европе был очень крутой, хайповый финал. То есть если посмотреть на цифры, то к игре определенно есть интерес. И на продакшен здесь уходит не так много средств, как в том же старкрафте, где они отправляли 6–7 кастеров в студию в Швеции. Мы-то все из дома комментируем. Вопрос только в том, устраивает ли ESL соотношение затраты/результат.

Да, есть спонсор в виде Coinbase, но мы ведь понятия не имеем, сколько денег они платят. И захотят ли они дальше спонсировать ESL Pro Tour в 2022 году. Но как будет выглядеть сцена без EPT – для меня это покрыто мраком.

news_6156c96b9444a.jpg

ToD: Да, ESL Pro Tour – это один из основных турниров, за которым можно следить в течение года. Но турниры по варкрафту дешево обходятся. Затраты на продакшен минимальны, весь продакшен здесь делает Neo, то есть ты.

Очень надеюсь, что у нас будет новый сезон ESL Pro Tour, но все-таки стараюсь подходить к вопросу без излишнего оптимизма, чтобы потом жестко не обломаться. После релиза Reforged такое частенько случалось.

Но даже если будет какой-нибудь один турнир по выходным, то уже будет неплохо. Ну и вы в Back2Warcraft всегда находите возможность комментировать, показывать какие-то турниры. Тоже не пропадете с радаров.

Neo: А если ESL Pro Tour закончится, то как на это отреагирует китайская сцена? Будут ли новые сезоны WGL? А если не будет новых сезонов WGL, то будут ли новые сезоны TP Cup и Smile Cup?

Конечно, сейчас есть стримеры, есть разные "команды", которые работают над игрой (Back2Warcraft, W3Champions, Infi и компания), но если ESL Pro Tour закончится, то это и правда будет очень плохо.

Почему в Европе нет еженедельной лиги по варкрафту (этакое сочетание форматов DreamHack и ESL meisterschaft).

ToD: Звучит интересно. Как думаешь, было бы лучше, если бы ESL Pro Tour проводился в формате еженедельной лиги?

Neo: Сложно сказать. Особенно учитывая, что турнир разделен на регионы.

ToD: Ну и еще зависит, как именно это будет выглядеть. Несколько групп? Одна группа человека на 10? И как к такому формату отнесутся игроки? Стал бы в таком формате играть тот же Happy? Я организовывал турниры и могу сказать, что первые два вопроса, которые задает Happy, это "какой призовой" и "как долго нужно играть". Помню, я как-то делал турнир, и ему там для победы нужно было выиграть три best-of-3. Приз был достойный. Но Happy отказался от участия – сказал, что хочет сыграть все за один день. А без Happy, может быть, и больше интриги, но при этом на турнире нет одного из самых популярных и сильных игроков.

Neo: Еще если ставить всех игроков в одну группу, то вы сразу получаете много интересных матчей между интересными соперниками. С одной стороны, это здорово. С другой стороны, это делает плей-офф менее интересным.

Но я много думал о подобном. Мне кажется, что последовательный контент – это очень и очень хорошо. Когда игроки на виду в течение, допустим, восьми недель подряд. И потом еще две недели на плей-офф... Но на это и времени больше уходит, а чтобы игроки хотели столько времени тратить, то нужно увеличивать призовой. А дальше еще нужен бы второй дивизион или что-то вроде матчей за повышение в классе или сохранение места в лиге.

Может быть, такой формат мы используем в 2022 году. Посмотрим.