Izzard

03 октября в 13:30

13489

"В Старкрафте микро не меньше, чем в Варкрафте". Grubby сравнил скорость Warcraft 3, Starcraft 2 и Age of Empires 4

Известный игрок и в прошлом киберспортсмен Grubby посвятил одно из своих новых видео сравнению темпа и скорости таких стратегий, как Warcraft 3, Starcraft 2 и Age of Empires 4. Игрок также поделился своим мнением о жанре RTS в целом и об "эпохе империй" в частности и даже немного посетовал на то, что разработчики могли бы побольше позаимствовать у стратегий Blizzard по части управления – ну, чтобы было легче захватить тех, кто пришел в AoE после стратегий "Метелицы".

Примечание: приведенный ниже текст не является стенограммой всего, что было сказано в видео.

Real-Time Strategy

В последнее время я играл во все эти игры. В WC3 и SC2 я играю, как бывший прогеймер. AoE4 недавно вышла в бету, и я в эту бету тоже поиграл. И стал думать о том, что представляют эти стратегии. А представляют они для каждого разное.

Золотые годы жанра RTS пришлись, наверное, на период с 1998 по 2012 годы. В то время люди играли в игры ради челленджа, а не для того, чтобы просто отвлечься на полчасика. А стратегии предоставляют очень даже хороший челлендж.

Игры этого жанра увлекают геймплеем и привлекают внимание игроков на долгое время. Компания продает такую игру за 60 евро, но игрок остается верным игре в течение... Ну, наверное, от 5 до 10 лет. Интерес к игре сохраняется благодаря долговременной поддержке, благодаря изначальному качеству игры. Над проектом работают талантливые люди, которые не один раз все продумывают и просчитывают; они не боятся идти на радикальные изменения уже в процессе разработки и не боятся отложить релиз игры до того момента, когда она будет готова.

На рубеже тысячелетий было много компаний, которые делали отличные RTS. На ум приходят такие игры, как Command & Conquer, Age of Empires, Warcraft, Starcraft и множество других. Некоторые из этих игр лучше прошли испытанием временем – по крайней мере, с точки зрения таких критериев, как популярность стримов, киберспорт, наличие турниров, аудитория.

news_61596699179cf.jpg

Warcraft 3 испытание временем прошла, несмотря даже на провальный релиз Reforged. Игра живет, в нее играют на ладдере W3Champions.

В Starcraft 2 уже год не было обновлений баланса, но это по-прежнему одна из лучших киберспортивных дисциплин. Особенно для тех, кто любит RTS.

Warcraft 3

Темп игры можно воспринимать и описывать по-разному. Когда я думаю о Warcraft 3, то здесь мне видится следующее.

В каждой партии 1х1 игрок в течение двух минут существует как бы изолированно и просто исполняет билд-ордер, никак не взаимодействуя с соперником. В течение этого времени у игрока нет ни возможности разведать, ни возможности как-то отреагировать на разведданные (если бы была возможность их получить). Игрок выбирает стартового героя и маршрут для юнитов, при этом не зная, что делает соперник.

Вскоре после этого – примерно на 2:40 – игрок получает информацию о том, что делает соперник. Но это недостаточно рано для того, чтобы поменять своего первого героя и первого юнита (в большинстве случаев; есть исключения). Начиная с 2:40 игроки начинают взаимодействовать между собой, а игры обычно длятся от 8 до 20 минут. Средняя продолжительность игры – наверное, где-то 14 минут.

В Warcraft 3 сражение может длиться и 15 минут, и дольше. В течение всего этого времени игроки не теряют контакта друг с другом. Но, конечно, возможны и ситуации, когда игроки разведывают и "прощупывают" друг друга, но при этом не идут в акцентированную атаку, а также не пытаются убивать рабочих. Опять же, есть исключения.

news_615966f92890a.png

Высокий APM в варкрафте – это полезная вещь, а иногда и необходимая – чтобы держаться на самом высоком уровне игры. Тем не менее, 150 APM должно хватать для того, чтобы успевать делать все необходимое в игре.

Уровень сложности Warcraft 3 (а это само по себе отдельная тема) характеризуется глубиной принятия решений. В варкрфте есть немного рандома, который может повлиять на ход игры. Следовательно, в ходе партии может произойти несколько событий, которые влияют на течение игры. В сотне игр на одной и той же карте, против одного и того же соперника, в одном и том же матч-апе игрокам может выпадать разный набор предметов. В таком контексте начинает решать изобретательность; реальное понимание игры, а не повторение заученных паттернов. Нужно очень глубоко понимать игру, чтобы принимать правильные решения, и принимать их быстро. А именно это позволяет получить преимущество.

В общем, в WC3 очень важно принятие решений. Скорость тоже важна, но это не самый важный компонент. Поэтому лично мне кажется, что в варкрафте темп игры относительно низкий. Игра достаточно медленная. Многие из тех, кто никогда не играл в WC3, как раз за это и критикуют эту игру.

Генеральные сражения в варкрафте проходят не очень быстро. Конечно, иногда бывает, что армии неожиданно сталкиваются на карте и игра заканчивается буквально за 10 секунд. Но это редко. Чаще генеральное сражение длится 30 секунд, иногда минуту. Иногда и две минуты. И дольше. И как раз за эти сражения, которые идут не одну и не две минуты, игру и любят.

Итак. Сражения в WC3 занимают много времени, партия в среднем идет порядка 15 минут, плюс есть периоды времени, когда игроки могут не взаимодействовать друг с другом, но продумывают план оптимальной зачистки карты, которая позволит наилучшим образом подготовиться к финальному сражению. Если оценивать темп варкрафта среди всех игр всех жанров по десятибалльной шкале, то я скажу 7 из 10. Варкрафт, возможно, быстрее, чем большинство других RTS. Особенно в сражениях, когда ты пытаешься спасти своих юнитов, проатаковать нужных юнитов соперника, подблочить, обойти ограничения движка, уследить при этом за своими героями. В общем, бывают моменты, когда скорость имеет очень большое значение.

Я бывший чемпион мира по Warcraft 3, и мой АРМ – в районе 200–260. Я не вхожу в число самых быстрых игроков, но и медлительным меня нельзя назвать. Но сам бы я сказал, что я принадлежу к медленным среди быстрых. Иногда мне казалось, что мне не хватает скорости, и тогда я мог ускориться, хотя это и не было естественно для меня. Мой пиковый АРМ был 280. И этого хватает.

news_6159675ad4388.jpg

Starcraft 2 создавали с совершенно другими ожиданиями, нежели Warcraft 3. Варкрафт был следующей игрой после Brood War и должен был стать новым словом в RTS – с героями, с элементами RPG. Эта игра и должна была быть медленее, чем Brood War. Это была одна из тех стратегий, которая попыталась (и небезуспешно) сделать RTS более казуальным жанром. Но при этом, заполучив миллионы почитателей по всему миру, все равно стала невероятно глубокой.

Starcraft 2

Что касается Starcraft 2, то она уже создавалась "под киберспорт". В этой игре есть скорость геймплея, которая называется "нормальная" (обычная), но она никогда не используется в киберспортивных турнирах. Если не ошибаюсь, то вскоре после релиза SC2 разработчики изменили скорость игр на ладдере на "быстрее" (faster). Именно поэтому вплоть до конца Heart of the Swarm часы в старкрафте шли быстрее, чем часы в реальном мире. То есть разработчики в последний момент решили ускорить игру, чтобы сделать ее более требовательной к скиллу, более увлекательной и, тем самым, более подходящей для киберспорта.

Благодаря этому решению, а также благодаря дизайну многих юнитов, темп SC2 значительно вырос. Минки, бейнлинги, танки, колоссы, люркеры, дизрапторы, темплары – все эти юниты могут быстро нанести много урона по области. При этом здоровья у юнитов достаточно мало. В варкрафте сражения могут занимать минуты (возможно, правильнее даже спросить: сколько минут, а то и сколько десятков минут), в старкрафте все решается за секунды.

news_615967aec2f3d.jpg

В Starcraft 2 микроконтроля не меньше, чем в Warcraft 3. Многие думают, что старкрафт – это больше про макро, а варкрафт – это больше про микро. Но в старкрафте микроконтроля не меньше, а то даже и больше. У каждой расы много уникальных юнитов, и у многих из этих юнитов есть способности. Конечно, нет юнитов, у которых есть по 3–4 способности, как у героев в варкрафте (за исключением материнского корабля), но каждого юнита можно микрить. Например, чтобы атаковать им юнита с нужным типом брони, или уклониться от АоЕ. В этом плане микроконтроля в SC2 даже больше, чем в WC3!

Но люди – это не идеальные существа, и количество доступных им действий ограничено. Даже у самых быстрых игроков в SC2 есть предел, который находится где-то на отметке в 400 АРМ. Ну, может быть, 500 АРМ. Еще есть "ложный" АРМ – например, rapid fire. Так что если видите 500–600 АРМ, то это не значит, что там играет осьминог с восемью руками. Но профессиональные старкрафтеры действительно очень быстры. Если хочешь быть успешным в этой игре, то тебе нужно быть очень быстрым.

Контроля в старкрафте так же много, как в варкрафте, а то и больше. Но помимо этого есть много других компонентов, которые оттягивают на себя внимание. Поэтому игрок не может отдать микроконтролю все действия, которые ему хотелось бы. И если выбирать между "помикрить" и "помакриться", то в большинстве случаев более правильным решением будет сосредоточиться как раз на макро. Отдать какой-то небольшой отряд юнитов, увести от него свое внимание и вместо этого нарастить продакшен, заказать новые войска. Тогда в дальнейшем у тебя будет более крупная армия. И в большинстве случае большая армия с не очень хорошим контролем лучше, чем маленькая армия, пусть даже с очень точным контролем.

Одно из гениальных решений Warcraft 3 – это что после определенного момента игроку уже не нужно макриться. При игре за орков я делаю 12 рабочих (5 из которых у меня есть сразу), и этого мне может хватить на всю игру. После этого остается строить здания для лимита и продакшен. Ну и юнитов.

А вот в старкрафте нужно постоянно макриться. И это сложно. И это стресс. И это многих отпугивает от этой игры. Эта игра постоянно показывает тебе, насколько плохо ты все делаешь. Но в этом есть и своя красота – нужно постоянно совершенствовать свою механику, постоянно развиваться и улучшать свои показатели, невзирая на стыд, позор, поражения, а также попрекания со стороны всей своей семьи.

В общем, старкрафт – это быстрая игра. Если брать жанр RTS, то скорость здесь на 10 из 10. Если брать все игры в общем, то 9 из 10. Еще я думаю, что это одна из самых требовательных к скиллу игр. 10 из 10 по этому параметру. Но тут можно спорить – для игры в RTS и FPS требуются разные навыки.

Ну и еще какую-то часть мозга в старкрафте нужно оставлять для активного, критического, человеческого мышления. Что сделает мой соперник? Что делать мне? Как я могу выиграть? Из-за чего я могу проиграть? А ведь у многих игроков не остается времени на качественные решения, потому что на них очень серьезные ограничения накладывает механика. Но если у тебя получается вывести механику на хороший уровень, на этакий автопилот, то ты начинаешь все глубже погружаться в мир принятия решений.

Age of Empires IV

Переходим к Age of Empires IV – игре, которая недавно пополнила перечень RTS уровня ААА. Это многообещающая игра, и мне было интересно играть в нее и в бете, и во время стресс-теста. Релиз запланирован на 18 октября.

Я много думал о том, что мне нравится и что не нравится в Age of Empires IV, но это тема для отдельной дискуссии. Прямо сейчас я хотел бы обсудить темп этой игры.

Для меня эта игра чем-то похожа на пошаговую стратегию. Нет, она идет в реальном времени, но просто ощущается, как пошаговая. Такая у нее атмосфера. И еще она напоминает Starcraft 2.

news_61596843c1766.jpg

У игроков здесь четыре ресурса (не считая рабочих, армию и строения): дерево, камень, пища и золото. Рабочих здесь, при желании, можно настроить хоть 120. В Starcraft 2 так тоже можно, но это не очень хорошо. Хотя я как-то раз так выиграл игру на турнире. Но то было случайно, я просто нечаянно перестроил рабочих. А так, обычно в старкрафте нужно 60–80 рабочих. В варкрафте – хватит и 12. В Age of Empires – от 50 до 110 рабочих.

А вот выдаваемый юнитам урон в AoE4 и SC2 очень различается. В старкрафте 10 зерглингов (а это самые дешевые юниты!) могут за секунды уничтожить целую базу рабочих. Ну или могут за 8–12 секунд сгрызть главное здание – в зависимости от грейдов и стадии игры. А вот в Age of Empires аналогичные юниты за аналогичное время нанесут дай бог 1% урона главному зданию. А то и не успеют. В варкрафте два гранта будут половину игры убивать главное здание – конечно, если им никто не будет мешать.

В общем, Age of Empires 4 гораздо медленнее Starcraft 2, хотя здесь тоже большие карты и эпические количества юнитов. Но урона в игре выдается меньше, а хитпоинтов у юнитов и зданий больше.

В старкрафте какой-нибудь юнит может наносить 160 урона. А сколько здоровья у юнитов? 80. Вот так отвлечешься на секунду – и нет у тебя армии.

А в AoE возможна ситуация, когда к тебе приходит 20 юнитов, а отбиваться тебе практически нечем. Так тут можно прямо во время атаки быстро построить бараки в другой части своей базы, наклепать юнитов и прогнать агрессора. Не думаю, что через год такое будет встречаться на про-уровне, но мне такое удавалось на ладдере.

В общем, вы понимаете, что соперник не может так быстро снести тебя с карты, как это бывает в старкрафте.

Но если сравнивать Warcraft 3 и Age of Empires 4 – то какая из этих игр быстрее? Мне кажется, что в AoE4 точно выше требования к макро. Но при этом в боях нет ощущения, что контроль и мелкие детали здесь так же важны, как в WC3. Если оценивать темп макро, то в SC2 это 10, а в AoE4 – ну, 6. А в варкрафте всего 2.

Если оценивать темп сражений, то варкрафт получает 7 баллов, старкрафт получает 9 баллов, а Age of Empires – где-то 5. В "эпохе империй" более ровный темп на протяжении всей партии, и благодаря этому игра становится чуть менее страшной для новичков, которых в варкрафте могут отпугнуть требовательные к микроконтролю бои против ветеранов. Шанс победить опытного игрока в сражении, пусть даже у тебя гораздо больше войск, крайне мал. В варкрафте игрок с турнирным опытом может переиграть новичка в сражении, просто не принимая бой, бегая кругами, надежно защищая основные цели соперника. А вот в старкрафте если твоя армия на 40% слабее армии соперника, то как бы ты там ни микрил, ты, скорее всего, проиграешь. И это значит, что твои действия в сражении менее важны, чем то, с чем ты в это сражение вступаешь. 

В Age of Empires IV микроконтроль довольно серьезно влияет на ход сражений. Но темп боев не такой высокий, как в варкрафте – так что я бы тут поставил 6 из 10. Или 5 из 10.

Пока что могу сказать, что я очень рад появлению новой RTS уровня ААА. Другим игрокам и в том числе моим зрителям, насколько я понимаю, тоже интересно – это заметно по просмотрам видео и по количеству зрителей на стримах. Я точно буду играть в эту игру на выходе, а может, даже и надолго впишу ее в свое расписание.

news_6159691c2996c.jpg

Но пока что Age of Empires IV не является идеальной игрой. Больше всего нареканий у меня, наверное, к управлению, к выделению отдельных юнитов, к точности кликов. Баланс меня особо не заботит – если AoE4 будут патчить так же, как в свое время патчили  WC3 и SC2, то не должно быть поводов для беспокойства. При условии, что разработчики будут прислушиваться к обратной связи.

В целом игра мне очень понравилась, хотя раньше я в Age of Empires почти не играл. И иногда мне здесь неуютно. В том смысле, что многие почему-то думают, что если я хорошо играл в WC3 и SC2, то и в AoE4 буду играть так же хорошо. Но в этой игре я новичок, мне многому нужно научиться. И наиграть побольше игр, чтобы привыкнуть.

Ответы на вопросы зрителей

Про графику Age of Empires 4

Стиль игры – фэнтезийное средневековье. Хороший стиль, он работает. А вот внешние различия между юнитами могли бы быть более серьезными, тогда их легче было бы различать. Плюс юниты очень мелкие, из-за этого их бывает сложно разглядеть или попасть по ним мышкой.

Стоит ли новая Age of Empires своих денег (60 евро в Европе)

Сложно сказать. Оформлять предзаказ я бы не стал – из-за того, что было с Warcraft III: Reforged. После того случая я к предзаказам отношусь относительно скептически.

Плюс, я так понял, на релизе в игре не будет ранкеда. Будет матчмейкинг, но не ладдер. И по некоторым слухам, его добавят только через год. Разработчики Warcraft III: Reforged также говорили, что изначально в игре не будет ладдера, и что его добавят позже. И они соврали.

Надеюсь, разработчики Age of Empires IV не солгали.

news_6159694b34f37.jpg

Какую из этих трех игр легче и приятнее смотреть

Думаю, что при создании Starcraft 2 внимания зрительскому опыту уделялось больше, чем при создании Warcraft 3. И судя по моему опыту общения с разными людьми, начать смотреть SC2 легче, чем WC3.

В варкрафте много героев, магии и заклинаний. Для того, чтобы понимать, что все эти вещи делают, нужны определенные знания. В старкрафте тоже хватает различных уникальных способностей, но благодаря дизайну анимации обычно понятно, помогает ли какая-то способность или же наносит вред. А так как к тому же решают размеры армий, то обычно более-менее понятно, кто выигрывает, а кто проигрывает. А даже если и не понятно, то все равно обычно на экране много действия.

В этом плане старкрафт смотреть проще. Ну, например, если речь идет про вашу девушку, которая никогда не видела этих игр.

news_61596a5f171e7.jpg

Age of Empires 4 – она обширная. В ней нет какого-то места, на котором концентрировалось бы внимание. И это может стать проблемой, когда речь идет о зрителях и о том, насколько удобно им смотреть матчи по этой игре. Сражения могут происходить сразу на нескольких фронтах, и тогда обсерверу нужно постоянно перемещать камеру по карте и выискивать события, которые стоит показать.

Warcraft 3 кому-то может показаться медленным, но лично мне нравится ожидание, вот эта вот подготовка к генеральной битве. Я понимаю различные тонкости и то, как они влияют на игру. Для меня это интересно. И для других поклонников WC3 это тоже интересно.

Age of Empires 4 тоже выглядит медленнее, чем Starcraft 2. Некоторые считают, что эта игра должна была стать более революционной. Что в ней должно было быть много новых идей, концепций. Некоторым кажется, что AoE4 сделана по слишком надежному рецепту. Мол, чем она отличается от AoE2?

Но именно благодаря этой "надежности" игра и остается, собственно, RTS. Можно, конечно, полностью отпустить тормоза – допустим, убрать ресурсы, чтобы остались только сражения. Но тогда это будет уже не RTS.

Это сложный жанр, и он никогда не будет таким популярным, как Fortnite (хотя если в мире есть справедливость, то будет). Но мне кажется важным, чтобы жанр RTS продолжал существовать – это интересные игры, которые бросают тебе вызов и в которые можно играть раз за разом.

news_61596b3f999cf.jpg

В какую из трех игр легче ворваться новичку

В старкрафте есть много кастомных карт, кастомных режимов, плюс есть кооп, в котором ты с кем-то играешь против ИИ. Еще в этой игре все еще есть нубы, поэтому даже если ты новичок и пойдешь на ладдер, то сможешь найти там соперника себе по уровню. Вы поиграете и вдоволь пофлеймите друг друга за то, чья раса имба.

А вот в варкрафте нубов почти не осталось. Они, конечно, есть, но их совсем мало. И для игры требуется очень много знаний. Мне кажется, что в варкрафт войти сейчас сложнее.

Что касается Age of Empires, то мне кажется, что многие вещи здесь как бы спрятаны от меня. Те, кто играл в AoE раньше, разберутся с этим на интуитивном уровне и легко научатся тому, чего раньше не знали. Еще здесь много хоткеев, которые отличаются от тех, что используются в играх Blizzard. Понятное дело, что никто не обязан копировать схему управления из стратегий близзов, но было бы неплохо, если бы что-то позаимствовали и сделали управлении более "узнаваемым" – допустим, чтобы переманить поклонников все тех же RTS от Blizzard.

В общем, я бы сказал, что легче всего начать играть в Starcraft 2. Дальше – Warcraft 3. И только потом Age of Empires 4. Хотя многое зависит от того, какой у вас опыт и во что вы играли раньше. Ну и еще может быть, что я предвзято оцениваю.