Izzard

22 ноября в 10:30

11453

FanTaSy: "Если ты ушел, не отдав игре всего себя, то рано или поздно начинаешь жалеть об этом"

Легендарный старкрафтер FanTaSy в интервью повспоминал свою киберспортивную карьеру. Игрок рассказал, как в свое время без сожалений перешел на Starcraft 2, как после армии выбирал между BW и все тем же SC2, почему во второй раз завершил карьеру прогеймера, как относятся к выходцам из старкрафтов в League of Legends и кто помогает ему осваивать профессию киберспортивного тренера.

Небольшая справка. В конце 2015 года FanTaSy закончил карьеру прогеймера (в то время он играл в Starcraft 2). Тогда игрок ушел в армию. В дальнейшем FanTaSy вернулся в SC2 в 2018 году, в конце 2019 года завершил карьеру старкрафтера уже окончательно. После этого FanTa был тренером корейской команды по League of Legends под названием Liiv SandBox, а в ноябре этого года заступил на должность главного тренера SKT T1.

Переход с Brood War на Starcraft 2

– Давай поговорим о Brood War. Было бы непростительно взять интервью у FanTaSy и не поговорить с ним о славных временах в первом старкрафте. Хотелось бы спросить, каким тебе запомнился Brood War? Какая память осталась о той эпохе?

– Хорошие воспоминания. Такие, которые дороги мне самому. Даже сейчас я иногда вспоминаю былое. Славные тогда были времена.

– Сцена Brood War рухнула, когда ты был на пике. Каково тебе было переходить на Starcraft 2?

– Мне тогда многие говорили, что получилось очень печально, что я наверняка выиграл бы еще несколько титулов. Но лично мне так не казалось. В последних на тот момент лигах я занимал вторые места, и это сильно ударило по мне.

news_6199fce6b86a3.png

К тому же, вот если по правде, то Starcraft 2 оказалась очень интересной игрой. Гораздо более интересной, чем я ожидал. Вот это вот ощущение, когда начинаешь с нуля изучать новую для себя игру, – это было очень сильно. Так что меня быстро увлекла Starcraft 2, и никаких сожалений об уходе из Brood War у меня не было.

Да и получалось на первых парах у меня весьма неплохо. Я хорошо выступал на Пролиге, меня это вполне устраивало. Каких-то серьезных сожалений о том, как закончилась моя карьера в Brood War, у меня нет. В конце концов, я там до финала нескольких турниров дошел. Вот если бы вылетал где-нибудь в четвертьфинале, то наверняка чувствовал бы себя хуже. А так... Доходил до финалов, там в типичной для себя манере "сыпался". Я отдал Brood War'у все, что мог.

– То есть переход на SC2 был как раз кстати?

– Ну, может быть, не совсем так, но никаких сожалений по поводу перехода на новую игру у меня не было.

– А ты не думал о том, чего ты все-таки мог бы еще добиться в Brood War? О том, как сложилась бы твоя карьера, если бы сцена продолжила существовать?

– Наверное, я бы и дальше неплохо выступал. Но я думал о будущем, поэтому сфокусировался на Starcraft 2. Без печали и сожалений.

– Для тебя переход на вторую часть стал просто продолжением твоей киберспортивной карьеры, так?

– Да. И этот переход казался мне естественным, ведь все тогда переключались на Starcraft 2. К тому же на мне сильно сказались поражения в финалах, так что новая игра была как раз кстати. Может быть, мне даже и повезло.

– А можно сказать, что от завершения эпохи Brood War у тебя остались неприятные воспоминания?

– Я бы так говорить не стал. Конечно, непосредственно в то время было очень грустно, но в итоге конкретно для меня все сложилось хорошо. И в моем случае никогда не было такого, чтобы все сводилось к результатам. Для меня было также очень важно, был ли я доволен своей игрой. Если брать последние сезоны – что на Пролиге, что в индивидуальных лигах, – то уровень собственной игры меня устраивал. Самому себя я все доказал. И, думаю, я показывал хорошую игру.

news_6199fdac851ce.jpg

– Большинство игроков, которые перешли на Starcraft 2, потом уже не играли в Brood War (во всяком случае, во время активной карьеры). А ты? Ты еще поигрывал в BW до ухода в армию?

– Нет. Почти никогда. Я выяснил, что игра в Brood War в каком-то смысле мешает прогрессу в Starcraft 2. Там другой отклик у юнитов, и у тебя появляются привычки, которые потом мешают в SC2. Например, в Brood War новых рабочих нужно самому отправлять добывать ресурсы, тогда как в SC2 можно просто поставить точку сбора на минералы. Бинды по-другому работают, опять же. Так что в бытность SC2-прогеймером я старался не прикасаться к Brood War. Вот после завершения карьеры – там уже немного поиграл.

– Некоторые из игроков в SC2 сейчас по чуть-чуть "заходят" в Brood War. Например, участвуют на квалификациях Afreeca Starleague, ну или играют на каких-то небольших турнирчиках. Что ты думаешь об этом новом тренде?

– Если честно... Дела у сцены Starcraft 2 в Корее сейчас идут не очень хорошо. Сложно заработать себе на жизнь, просто играя в SC2. Поэтому игроки уже не отдают себя этой игре на 100%. Кто-то поигрывает в Brood War, кто-то развивает стрим или ютуб-канал.

Когда я был прогеймером, то было очень много игроков, которые все силы тратили на Starcraft 2. Тогда таким вещам, о которых я сказал ранее, места не находилось.

– То есть если бы сцена SC2 была более живой, то игроки не стримили бы, не вели бы ютуб, не пробовали бы играть в Brood War?

– Да. Атмосфера в Starcraft 2 сейчас... Ну, она меньше напоминает то, что обычно происходит в активной игре. Тут сейчас все как-то более семейно, что ли. Все игроки находятся "в одной лодке" и стараются помогать друг другу. Во всяком случае, мне так кажется.

* * *

Возвращение в киберспорт. Быть прогеймером или стримером?

– Я слышал, что незадолго до возвращения из армии ты раздумывал, где продолжать карьеру. Почему в итоге выбор пал на Stacraft 2?

– Хм. Сказать по правде, я много думал и о Brood War. Но ближе к демобилизации я стал сомневаться в том, что из меня получится хороший стример. И так уж вышло, что у меня было несколько выходных дней. Я пришел в гости к Patience и ММА, которые тогда играли в Starcraft 2 и как раз готовились к отборочным на GSL. Я увидел их тренировки и вспомнил былые времена.

В первый раз я завершил карьеру в Starcraft 2 во многом от злости – после провала на квалификации. И тогда я сказал себе: "Конечно, играть в Brood War тоже можно, но не будет ли более значимым для меня вернуться именно в Starcraft 2?" Так вот и определился.

news_6199feb38f50b.jpg

– Ходили слухи, что BeSt прямо вот настаивал, чтобы ты вернулся в Brood War, тогда как soO говорил, что у тебя еще осталось много нераскрытого потенциала в Starcraft 2. Было такое?

– Сказать по правде, пока я думал о возможном камбэке, то повстречался со многими парнями из Brood War. Например, BeSt, Rain... Естественно, все они говорили мне возвращаться именно в эту игру. Но когда я стал рассматривать вариант с камбэком в SC2, то к брудварщикам уже не прислушивался, а вместо этого искал совета от тех, кто играл во вторую часть – те же soO, Classic. Можно сказать, что я просто искал тех, кто скажет мне те слова, которые я сам хотел услышать.

В любом случае, меня все поддерживали вне зависимости от моего решения. Они все прекрасные люди.

– А еще кто-нибудь что-то тебе советовал?

– Когда я вот всерьез думал о возвращении в Brood War, то даже начал расписывать контент-план для стримов. Брудварщики об этом прознали и очень воодушевились. Там тоже все друзья и все друг другу помогают, к тому же другие игроки в BW от моего возвращения только выиграли бы. Все хотели мне помочь, но при этом они хорошо знали мой характер, поэтому говорили, что в любом случае мне лучше поступить так, как самому хочется. Это было больше в духе "было бы неплохо, если бы ты пришел к нам", но сильно и очевидно никто не настаивал.

Уверен, что ребята из Brood War оказали бы мне очень большую поддержку, реши я вернуться в эту игру. Но я по итогу выбрал Starcraft 2, и не жалею об этом.

– Но ведь как игрок ты гораздо большего добился именно в Brood War. Ты решил выбрать другую игру, потому что не хотел становиться фуллтайм-стримером?

– Я всегда очень гордился тем, что я прогеймер. Поэтому у меня были серьезные предубеждения против того, чтобы быть стримером и развлекать зрителей; делать то, что говорят тебе серьезные донатеры. Меня такое не привлекает.

Для меня быть прогеймером – это нечто очень почетное. Я не хотел это потерять. Если становишься стримером, то превращаешься в своего рода друга для зрителей... Не думаю, что я в то время был к этому готов. Мне хотелось еще какое-то время сохранять вот этот вот прогеймерский престиж. Я не был полностью готов к тому, чтобы стать стримером, поэтому в итоге так им и не стал.

news_6199ff2b64a6d.jpg

– А конкуренция? Тоже ведь фактор. Наверняка ты хотел соревноваться с "нынешними" прогеймерами на GSL, а не с бывшими прогеймерами на ASL?

– Нет, это как раз не решает. Я по сей день иногда общаюсь с игроками, которые играют на Afreeca Starleague – например, JyJ, Rain. Они всех себя отдают подготовке к этому турниру. Прямо как в былые времена. Так что я знаю, что они относятся к соревнованиям так же серьезно, как и раньше. Конечно, нельзя так сказать про всех, но там скорее исключения из правила.

Я не вернулся в Brood War именно из-за того, что тогда нужно было бы стримить и уже на стриме "идти во все тяжкие". Я так и не свыкся с этой мыслью.

– Но брудварщики все равно считают, что вернись ты в первый старкрафт, то быстро добился бы здесь хороших результатов. А сам ты как думаешь?

– Я не уверен на этот счет. Механика уже не та. Но где-то до конца прошлого года я по выходным очень много играл в Brood War и без проблем поднимался в рейтинге. 

А в те времена – нет, уверенности в себе не было. Даже сейчас мне кажется, что уровень у меня был бы средним; может быть, чуть выше. Но не могу точно сказать. Может быть, и получилось бы. Может быть, нет.

– Hydra тут недавно высказался, что даже если он сейчас внезапно решит поиграть, то сможет одолеть парней вроде Snow и Horang2. Тебя подобные мысли не посещали?

– Ну, разве что в отношении зергов из SKT T1. Я сейчас не то чтобы абсолютно серьезно говорю, но, может быть, мне до сих пор по силам обыграть Larva'у?

Примечание: в свое время одним из мемов корейской сцены были зерги из SKT T1. В этой команде были мощные терраны и протоссы, а вот местные зерги считались так-себе-игроками.

news_6199ffdb138c0.jpg

– Если ты вдруг вернешься в Brood War, то как и когда это случится?

– Я не думаю, что подобное произойдет, пока я занят в League of Legends. Может быть, где-то в далеком будущем, когда я уйду из LoL, а в мире появится новая RTS... Вот тогда я, может быть, снова начну играть. Но это все пока что очень туманно. Никаких планов нет. И мне не кажется, что мне сейчас будет приносить удовольствие игра против хороших игроков. Это же всегда стресс. Я уж скорее какой-то лайтовый стрим сделаю. Ладдер, чатик, вот это вот все.

– Некоторые твои болельщики до сих пор надеются, что ты вернешься в Brood War, тогда как другие всецело принимают тот факт, что у тебя сейчас другие дела. Скажешь что-нибудь своими поклонникам из BW?

– Я слышал, что меня до сих пор периодически вспоминают. И когда я иногда заглядываю на какой-нибудь стрим по Brood War, то меня всегда рады там видеть. Бывает, мне даже что-то пишут в личку в социальных сетях, присылают электронные письма. Я всегда очень благодарен за это, для меня это действительно многое значит. В будущем, если позволит ситуация, было бы неплохо завести свой канал – просто для общения.

Своим поклонникам я хотел бы сказать, что и за пределами Brood War я упорно работаю, поэтому вам никогда не будет стыдно, что вы за меня когда-то болели.

* * *

Второе завершение карьеры, League of Legends

– Как у тебя вообще идут дела после того, как ты во второй и последний раз завершил карьеру в старкрафте и перешел в League of Legends?

– Я год проработал на позиции вспомогательного тренера, а в этом году занимаю должность главного тренера в команде из challenger-лиги (примечание: занимал на момент записи интервью). Я многому научился и до сих пор продолжаю расти как тренер.

– Мне приходилось слышать, что еще в бытность игроком ты частенько задумывался о том, чтобы завершить карьеру. В какие моменты тебя посещали такие мысли?

– В первый раз я подумал об этом в 2014 году, когда еще играл за SKT T1. Тогда меня практически не выпускали играть на Пролиге, и я решил, что нужно уйти из команды и закончить карьеру. Но потом я стал сомневаться в своем решении, подписал контракт с иностранной командой и отыграл еще один год. А затем – да, в первый раз завершил карьеру.

Изначально я не собирался возвращаться в игру после армии, но все-таки я жалел о том, что ушел из старкрафта. Поэтому я все-таки сделал камбэк и отыграл еще где-то год. А потом уже ушел из игры окончательно.

news_619a000b9a4eb.jpg

– А были какие-то конкретные причины, которые подталкивали тебя к уходу из игры? Это связано с турнирными результатами?

– Скорее, вмешались внешние обстоятельства. Так-то если бы я больше тренировался, то смог бы и дальше играть. Но взыграла гордость. Я вернулся после армии, снова через все это прошел, и теперь моя совесть чиста.

– А можешь поподробнее рассказать, что за внешние обстоятельства? Хотя бы в общих чертах.

– Думаю, мне лучше особо не распространяться на эту тему, но вообще, были некоторые конфликты с командой.

– Понятно. Получается, ты был недоволен тем, как закончилась твоя карьера в первый раз? Хотел еще побыть игроком.

– Да. Мне хотелось выжать из себя максимум.

– Ты стал первым в истории игроком, которому удалось дойти до Ro16 GSL после возвращения из армии. В целом ты выступал неплохо. Почему ты в какой-то момент решил, что теперь уж точно хватит?

– После возвращения из армии я в течение года тренировался упорнее, чем кто бы то ни было еще. Я с абсолютной уверенностью это заявляю. Я работал больше, чем кто бы то ни было из игроков в SC2, но в итоге смог дойти лишь до Ro16. И тогда я подумал, что даже если буду и впредь так тренироваться, то, может быть, у меня и получится дойти до четвертьфинала или полуфинала, но вот стать чемпионом будет очень и очень сложно.

news_619a007297b3d.jpg

– В твоем случае понятие "тренировки" ведь не сводится просто к играм, верно? Аналитическая работа сюда тоже входит. Один из примеров твоего подхода к игре – это матч против Stats'а на Киберлесе, где ты нашел крошечную точку на карте, которая позволяла абузить либераторов. Видимо, ты не только много играл, но также и много думал об игре.

– Я много играл, а оставшееся время тратил на размышления об игре. Анализировал соперников, анализировал карты. Могу сказать, что в тот год я даже почти не выходил из дома. Я старался настолько сильно, насколько мог.

– Тебе немного не хватило до четвертьфинала GSL, а на китайской Пролиге у тебя была серия из семи побед. Хайпа вокруг тебя становилось все больше, а ты вдруг взял да и решил снова уйти. Теперь уже насовсем.

– У меня действительно были местами неплохие результаты, но, как я и сказал, я почувствовал, что четвертьфинал, в лучшем случае полуфинал – это мой предел. Вообще, сначала были мысли, что на следующий год мне нужно как-то поддерживать свой уровень, но при этом завести ютуб-канал.

Я размышлял над этим, когда со мной связались представители команды Liiv Sandbox из League of Legends. Какое-то время я раздумывал над их предложением, а потом решил завершить карьеру старкрафтера.

– Как думаешь, для игрока важно понимать, что его пик остался позади?

– Возможно. Я ведь к тому же был одним из самых возрастных игроков. Раз уж даже упорные тренировки не помогли, то пора заканчивать.

news_619a00cc0ff70.jpg

– А когда прогеймеру вообще стоит завершать карьеру?

– Тут по-разному может быть. У меня иногда спрашивают совета в этом плане. Лично мне кажется, что нужно выступать до тех пор, пока ты уже не можешь соревноваться, быть конкурентоспособным. Потому что в моем случае получилось так, что я захотел вернуться – я еще мог бороться на турнирах. Так что я скажу, что лучше играть до тех пор, пока уже не будет сил продолжать, и затем раз и навсегда закончить карьеру. Без всяких задних мыслей.

С другой стороны, можно ведь уйти, когда ты на вершине, когда тобою все восхищаются. Тоже вариант. И я затрудняюсь сказать, какой путь лучше. Что там, что там есть свои плюсы и минусы.

Но главное – это я точно могу сказать – уйти без сожалений.

–- Играть максимально долго – ты ведь не имел в виду "растягивать карьеру на десятилетия, в течение которых у тебя постоянно ухудшаются результаты"?

– Нет, конечно. Очень сложно вернуться в прогейминг после завершения карьеры. Поэтому если ты ушел, не отдав игре всего себя, то потом начинаешь чувствовать сожаление. Задумываться об уходе нужно тогда, когда тебе уже нечего дать игре. Вне зависимости от того, каких результатов получилось добиться.

– Вот ты говоришь, что выложился на максимум, отдал всего себя. Ты был счастлив, когда был прогеймером?

– В моей ситуации люди часто думают, получилось бы у них добиться большего. Но лично мне кажется, что даже если бы я мог пройти весь путь снова, то мало что изменилось бы. Так что у меня нет сожалений.

Со всей уверенностью говорю, что и в Brood War, и в Starcraft 2 я упорно работал и тренировался. И я всегда очень гордился тем, что я профессиональный игрок. Так что – да, я доволен тем, как все получилось.

news_619a011d3cdec.jpg

* * *

Тренерство

– У нас часто спорят о том, нужен ли вообще тренер в киберспорте. Что ты думаешь по этому вопросу?

– Думаю, тренеры нужны. Большинство игроков – это молодые ребята. И речь не только про возраст, но и про такое понятие, как зрелость. Нужен кто-то, кто поможет им стать более взрослыми, более ответственными. Особенно это касается молодежи в "академиях". На таком этапе карьеры для игроков очень важен хороший менеджер, в последнее время я все сильнее в этом убеждаюсь.

– Но многие говорят, что хорошим игрокам и самим по себе неплохо, без всяких тренеров. Кажется, ты с такой позицией не совсем согласен.

– Такой подход практиковался в старкрафте. Но, сказать по правде, в старкрафте не так уж и много того самого тренерства. Там тренеры почти не занимались каким-то анализом твоей игры, они просто организовывали тренировочный процесс, выстраивали расписание спаррингов. В старкрафт играют 1 на 1, так что мне как игроку всегда виднее, почему я проиграл.

В общем, во времена Brood War многие действительно говорили, что тренеры в киберспорте не нужны. Но League of Legends – это командная игра, и здесь тренер может заметить что-то такое, на что игрок сам по себе не обратит внимания. Это очень многое меняет.

news_619a014b81cf1.jpg

– У тебя и в бытность игроком такое мнение было?

– Наверное, некоторые игроки действительно считают, что им тренер не нужен. Но мне кажется, что лучше, когда он есть. Если грамотно подходить к вопросу, то тренер всегда будет на пользу. Например, есть тренеры, которые лайфстайл-коучи. Или может быть тренер, который может помочь тебе заметить какие-то детали в своей игре. А ведь маленькие детали, если их много, складываются в серьезные изменения. Я во времена своего расцвета в качестве прогеймера такого не понимал. Но сейчас мне кажется, что тренеры очень нужны, и если их правильно использовать, то это только повышает их ценность.

– После ухода из SKT T1 ты играл только за иностранные команды, но, в отличие от многих других старкрафтеров, ты никогда надолго не оставался без "крыши над головой". Это как бы подтверждение того, что ты очень веришь в ценность "поддерживающего персонала"?

– Нет, с иностранными командами там отдельная история. Они не лезут в твои тренировки, в твою игру. Команда нужна была мне для того, чтобы я мог принимать участие в международных турнирах. Вот поэтому я и выступал за иностранные организации.

К тому же в Starcraft 2 команды отличаются от того, что было в Brood War. Большинство из них обеспечивают только внешнюю поддержку, а непосредственно в игре ты уже полагаешься сам на себя. То есть как только ты оказался на турнире, попал на те или иные соревнования – здесь команда уже почти никакой роли не играет.

Ну и подход к управлению в командах по SC2/BW и LoL различается.

– А почему ты вообще решил стать именно тренером?

– Я долго думал над тем, чтобы попробовать себя в этой роли. Так что когда подвернулась такая возможность, то я за нее ухватился. Это неплохой и достаточно традиционный вариант продолжения карьеры в киберспорте. Больше после завершения карьеры прогеймера особо делать и нечего. Стримить еще можно, разве что.

– А сложно было стать тренером в другой игре, не в старкрафте?

– Я многого не знал, и у меня не было какой-то уверенности в собственных силах. Так что поначалу было трудно. Но в такие моменты важно заставлять себя двигаться дальше. Вот уже сейчас я чувствую себя достаточно уверенно.

news_619a0352901bf.jpg

– Судя по твоим словам, тебя всегда интересовала роль этакого духовного наставника.

– Не соглашусь. Просто изначально мне предложили именно такую позицию. Как-то консультировать по геймплею я в то время все равно не мог. Идея была в том, что я начинаю с малого, а в дальнейшем зона моей ответственности расширяется.

Сначала я немного потерялся. Думал даже поизучать теорию вот этого наставничества. Ну, то есть, когда я сам был игроком, то у меня с психологией все было нормально, но я ведь не изучал соответствующий предмет в каком-нибудь учебном заведении.

Но вскоре я понял, что, какую бы должность ты не занимал, тебе нужно хорошо знать игру. Я хотел бы донести эту идею до всех, кто хочет стать тренером.

– Такой вопрос. Как связаны между собой способности тренера в игре и его способности как, собственно, тренера? Нужно ли быть хорошим игроком, чтобы быть хорошим тренером?

– Я не думаю, что тренеру нужна какая-то потрясающая механика, но при этом тренер должен очень хорошо знать игру. И еще он должен понимать, что чувствуют игроки, каково им приходится. Это важно.

Хороший ранг в игре может помочь, но хорошее знание игры куда более важно. И еще – игровой опыт. Чем больше у тебя опыта игры, тем лучше.

– Потому что ты должен уметь замечать то, чего не видят сами игроки?

– И это тоже, да. Но еще очень важно, чтобы ты мог продуктивно общаться с игроками. Чтобы в ваших разговорах был смысл, была польза.

– Ходят слухи, что иные особо упертые игроки иногда просто не слушают советов тренера, а иногда поступают им наперекор. Тебе такие попадались?

– Я тоже слышал много таких историй до того, как стал тренером. "Лолеры все упертые, они не слушают, что им говорят". Поэтому начинал с опасениями. Но наши игроки вполне нормальные. Иногда бывает, что кто-то упрямится, так как ему не хочется менять какие-то элементы в своей игре. Но все проблемы можно решить посредством разговора. Всегда можно достичь согласия.

news_619a03163f30f.jpg

– Когда ты только начинал, то многим было интересно посмотреть, как у тебя получится, но многие при этом за тебя беспокоились. Ты, впрочем, успешно вывел свою команду в челленджер, а потом с тобой на позиции временного тренера парни дошли и до плей-офф. Есть ли у твоего успеха какой-то секрет?

– Я не думаю, что добился каких-то особых успехов. То, что команда избежала матчей на вылет, – такое себе достижение. Вот если бы мы хотя бы дошли до финала, то можно было бы говорить о каком-то успехе. Да и из плей-офф челленджера мы сразу вылетели.

В общем, мне еще работать и работать. Но я постоянно учусь, и это хорошо.

– Как ты изменился за последний год, который провел на позиции тренера?

– В начале я был очень неуверенным. Постоянно сомневался, стоит ли мне кому-то что-то там говорить. Накручивал себя, короче. Сейчас такого уже нет, да и уверенности в собственных силах у меня прибавилось. Время идет, я становлюсь лучше.

– Тебе как-то помогла репутация, которую ты заработал в бытность профессиональным старкрафтером?

– Когда я работал с основным составом, то подобного не ощущал. Может быть, из-за того, что я был излишне застенчив. Но когда меня перевели работать в челленджер-состав, то там игроки с уважением относились к моим достижениям. Поэтому мне и давать какую-то обратную связь проще, и слова мои имеют больше веса.

* * *

Выходец из старкрафта

– Каково это, когда на тебе висит ярлык "выходец из старкрафта"? Ну, в реалиях современного киберспорта.

– Я как-то не задумывался над этим, но мне не кажется, что это какой-то минус. Brood War – это первая киберспортивная сцена, первое поколение прогеймеров. 

– У старкрафта действительно репутация игры, которая стала основоположником киберспорта. Но после несколько неприятных, скажем так, инцидентов, на смену положительному образу пришел образ игры, которая прогнила изнутри.

– В смысле?

– Ну, я про тех ребят, которые рулили командой Team Griffin.

– А, эти... Там были люди, которые на одно или два киберспортивных поколения старше меня. Бывшие тренеры, такое вот. Я не думаю, что сотворенное ими сказалось на моей репутации. Я даже с ними не знаком, а о произошедшем с Team Griffin и вовсе узнал из новостей и от тех людей, с кем общаюсь. Даже внимания не обратил.

news_619a036f81049.png

– А что в твоем кругу общения тогда говорили об этом инциденте?

– Да там не то чтобы много разговоров было. Но я примерно в то время присоединился к Sandbox, и мои знакомые волновались за меня, так как выходцы из старкрафта в Лиге начали восприниматься в негативном свете. Но в моем случае это никакого влияния не оказало. Меня в League of Legends очень тепло приняли, к тому же здесь и так уже было много бывших старкрафтеров.

– Они как-то помогали тебе?

– Какое-то время я ни с кем особо не общался, но когда дело дошло до матчей на вылет, то я связался с iloveoov'ом, который тогда был тренером Afreeca. И прямо как в те времена, когда я был прогеймером, он постарался научить меня всему, что знал сам. Я просто хотел договориться о тренировке, а он как давай давать мне советы – один за другим.

Сейчас есть два человека, с которыми я много консультируюсь и которых считаю своими наставниками. Первый это oDin, второй это ММА. Он сейчас в Overwatch, но я думаю, что у него идеальная психология для киберспортсмена.

Вот у этих ребят я часто прошу совета. Они сильно повлияли меня как на тренера, да и вообще они хорошо относятся к бывшим старкрафтерам.

– Ты вот iloveoov'а упомянул. Еще когда ты был игроком, то было много слухов о том, что вы с ним не ладите. Что вы оба слишком гордые.

– Слишком гордые... Наверное, можно такое сказать. Но если бы я сейчас мог вернуться назад во времени, то не думаю, что это повторилось бы. Я со временем стал более спокойным игроком. Да и не думаю, что там вот прямо такой уж конфликт между нами был.

Ну, то есть, кое-где мы не ладили, но я тогда еще не достаточно зрелым человеком был. К тому же былой опыт теперь помогает мне наставлять молодых игроков.

– Возвращаясь к обсуждению репутации бывших старкрафтеров. Ты сказал, что проблема всегда заключается в конкретном человеке, а не в том, из какой игры он пришел. Мне кажется, что твоя история в League of Legends может стать хорошим тому подтверждением.

– Возможно. Думаю, что чем больше времени ты проводишь в киберспорте, тем сильнее в твоей голове укореняются те или иные взгляды. И не важно, из какой игры ты пришел.

Старкрафт случился очень давно, поэтому многие из бывших старкрафтеров сейчас совсем уж ветераны. Вот это вот kkondae-отношение – нам нужно меньше такого. Лично я стараюсь не быть занудным стариком. Мне кажется, что к молодежи нужно относиться как к равным.

* Примечание: kkondae – это что-то вроде бумера. Человек, который жалуется, критикует молодежь, постоянно говорит "вот в наше время...", ну и так далее.

– И все-таки многие по-прежнему с предубеждением относятся к бывшим старкрафтерам. Что ты можешь им сказать?

– Сами подумайте: в киберспорте на людей уже давно вешают ярлыки, такие как "выходец из SC2", "выходец из BW", "выходец из LoL". Не лучше ли просто воспринимать человека как человека? Я не думаю, что я как-то улучшаю имидж "бывшего старкрафтера", что это моя задача. Я просто стараюсь максимально хорошо делать свою работу, и большинство других людей в индустрии делают то же самое. И не важно, в какую игру мы играли до этого.

В конце концов, в сообществе League of Legends тоже хватает "паршивых овец". Так что тут не от игры зависит, а от конкретного человека. Давайте без предрассудков.