Цифровое будущее – проблема сохранения видеоигр и угроза для ретро-гейминга
В современном мире как никогда просто получить доступ к широкой библиотеке игр. Больше не нужно бегать по магазинам и знакомым в поисках заветного диска – достаточно сидя дома запустить Steam, PS Store или любой другой цифровой магазин, выбрать нужный проект и играть. Несмотря на все преимущества новых технологий, они несут с собой ряд не совсем очевидных проблем, одна из которых – сохранение видеоигр. В скором времени мы получим множество игр, о которых можно будет прочитать, но в которые уже нельзя будет сыграть.
Рынок цифровой дистрибуции игр не новое явление. Первые попытки предпринимались еще в начале 90-х годов. Atari Gameline и Sega Meganet пытались запустить свои сервисы и для продвижения выпускали эксклюзивные игры или особые расширенные версии уже знакомых проектов. Успехом эти сервисы не пользовались, и лишь с появлением общедоступного быстрого интернета такая бизнес-модель стала жизнеспособной и очень быстро захватила рынок.

Но ценой нашего удобства стали игры, что выпускала Sega для своего сервиса, что навсегда утеряны и информация о них сохранилась только в виде заметок в журналах.
Цифровой рынок стремительно ворвался в нашу жизнь и за десять с небольшим лет практически полностью вытеснил физические копии игр. Но, соглашаясь на условия цифрового рынка, мы идем на ряд компромиссов, которые наносят ущерб всей индустрии.
Обратная совместимость
Попробуйте ответить на вопрос: сколько всего видеоигр? Вы можете забить запрос в google и получить ответ. Но теперь попробуйте ответить: во сколько из этих игр вы действительно можете сыграть прямо сейчас? Исторически сложилось тенденция, что индустрия видеоигр использовала обратную совместимость для облегчения доступа к более старым играм, чтобы расширить свою библиотеку.

К сожалению, подход девятого поколения консолей к обратной совместимости серьезно усугубил проблему сохранения видеоигр и задал опасный тренд для будущего ретро-гейминга. Если Microsoft прикладывает усилия для поддержки обратной совместимости с помощью эмуляторов, то Sony игнорировала эту функцию с момента выпуска PS4. Хотя PlayStation 5 обратно совместима с играми для PS4, Sony, похоже, больше заинтересована в том, чтобы включать старые игры в цифровые сервисы, такие как PlayStation Now и PlayStation Plus Collection.
Вы можете подумать, что никакой проблемы нет: мы получаем бесплатно старые игры вместе с подпиской – это же хорошо! Но такой подход лишь ускоряет гибель физической обратной совместимости. На б/у рынке можно найти множество физических копий видеоигр. Но Sony и Microsoft стремятся к цифровому будущему и не заинтересованы в том, чтобы облегчить доступ к этим играм. Консоли, такие как PS5 Digital Edition и Xbox Series S, сделали физические копии практически устаревшими и не смогли предоставить альтернативного решения, как, например, дополнительный аксессуар-привод.

Стоит отметить, что и Xbox Game Pass, и PlayStation Now включают в себя множество ретро-игр. Однако, если вернуться к изначальному вопросу, вы должны понять, что значительная часть игр уже недоступна. Опять же, если вы обладаете физической копией одной из таких игр, то вы, воспользовавшись традиционными средствами обратной совместимости, сможете запустить игру. Но в эпоху цифровых технологий сохранение видеоигр находится в руках производителей консолей и издательств, которые в конечном итоге хотят, чтобы вы тратили свои деньги на новые игры, и старые игры воспринимаются больше как конкурент за внимание аудитории.
Вторичный рынок
Рынок б/у видеоигр – благо для игроков с ограниченным бюджетом. Тем не менее, как для издателей, так и для производителей консолей это огромная финансовая проблема. Как вы понимаете, Sony и Microsoft предпочли бы, чтобы вы покупали новые игры, и желательно в цифровом виде, поскольку это означало бы увеличение продаж игр и доходов для всех вовлеченных сторон.

К сожалению, рынок подержанных игр находится на последнем издыхании. Это так во многом благодаря появлению консолей, работающих только с цифровым форматом. А когда дело доходит до улучшенных версий игр следующего поколения, наблюдается неприятная тенденция. Например, решение Activision, что физические копии Tony Hawk's Pro Skater 1 + 2 на Xbox One не будут поддерживать обновление для следующего поколения, что фактически вынуждает игроков приобретать игру в цифровом виде.
В конечном итоге такая практика удержит геймеров от покупки подержанных игр. В результате многим геймерам с ограниченным бюджетом придется либо потратить больше денег, либо остаться на поколение позади с точки зрения производительности и графики.
Добавим к этому повышение цен на новые игры для современного поколения и получим то, что игры становятся дорогим хобби. Вы все еще можете приобрести б/у консоль, а вот с играми сложнее. Можно рискнуть и купить чужой аккаунт, но это нарушает пользовательское соглашение и продавец всегда может вернуть себе учетную запись, оставив вас ни с чем.

Да, Xbox и PS предлагают оформить подписку на свои сервисы, которая в какой-то мере компенсирует финансовые сложности. Но такая модель непреднамеренно оттолкнет некоторых игроков от их хобби, особенно тех, кто не может позволить себе постоянно обновлять подписку.
Рынок подержанных игр позволяет игрокам продавать или обменивать свои игры, тем самым делая гейминг более доступным хобби, вовлекая в него новых игроков. Но цифровая дистрибуция пагубно сказывается на этом процессе. В своем нынешнем состоянии цифровой рынок служит финансовым барьером для людей из малообеспеченных семей, что создает классовый раскол с точки зрения доступности видеоигр.
Закрытие цифровых магазинов
Важно сделать одну ремарку – цифровые магазины действительно способствуют доступности и сохранности игр. Однако есть одно существенно “но” – они не вечны. В начале года была новость о том, что Sony планирует закрыть магазины PlayStation 3, PSP и Vita. Да, позже Sony отказалась от этих планов, но это лишь вопрос времени, что станет существенной проблемой для владельцев старых консолей.

Ситуация с Sony – наглядный пример. Интернет-магазин Vita обеспечивает доступ к играм PSOne и PSP, которые в настоящее время недоступны на PS4 или PS5. Можно было бы подумать, что Sony заинтересована в том, чтобы заработать на своих старых играх, но решение относительно Vita говорит об обратном. Предыдущий опыт компании заработать на ретро-играх привел к созданию PlayStation Classic Edition – мини-консоли, которая оставляла желать лучшего. Плохой прием мини-консоли мог послужить сигналом для Sony отказаться от поддержки старых игр.
PS Vita всего десять лет, поэтому тот факт, что Sony рассматривала закрытие магазина для нее обескураживает. Если вам кажется, что 10 лет – это много, то представьте, что через два года закроется магазин PS4.

Но самое страшное – это то, что закрытие цифровых магазинов стало тенденцией в отрасли. Nintendo уже закрыла свой магазин Wii. Возможно, в скором времени похожая судьба постигнет Wii U, и у игроков больше не будет доступа к цифровым копиям старых игр от Nintendo.
Авторские права и лицензии
Видеоигры – это развлечение, но их производство может стать полем боя юристов. Истекающие авторские права на музыку, споры между издателями и разработчиками – все это может послужить причиной снятия игры с продажи. Владельцы физической копии игры частично застрахованы от этого, но покупка в цифровом виде – совсем другая история.

Рассмотрим пример Driver: San Francisco. Игра вышла в 2011 году, а в 2016 Ubisoft, без объяснения причин, изъяла ее с витрин цифровых магазинов. В игре представлен широкий спектр музыкальных треков, поэтому с момента выпуска издатель, вероятно, столкнулся с некоторыми проблемами лицензирования. Хотя игру можно без проблем запустить и играть с физических копий на консолях и ПК, но вот официально купить ее цифровую копию уже не получится.
Если Driver: San Francisco удалили со всех платформ, то вот с Fable 3 ситуация достаточно странная. Игра продавалась в Steam, но в какой-то момент пропала и более недоступна к покупке. Причина все та же – лицензирование. При этом на консолях вы можете ее купить, и она доступна по подписке Game Pass для Xbox. Игра может вернуться на ПК в будущем, но тот факт, что она когда-либо была удалена, является свидетельством несовершенства магазинов цифровой дистрибуции игр.

Хотя в приведенных выше примерах игры были удалены из магазинов из-за юридических обязательств, некоторые игры также удалены из продажи без уважительной причины. Коллекцию Super Mario All-Stars 3D выпустили в честь 35-летия серии и спустя полгода сняли с продажи. Да, Nintendo заранее предупредила, что сборник будет доступен ограниченное время, но тем не менее это все еще ужасное решение в вопросе сохранения видеоигр.
Nintendo всегда славилась своей приверженностью к поддержке старых игр, но с выходом Switch это изменилось. В отличие от прошлых консолей, Switch не поддерживает Virtual Console, а это означает, что Nintendo исключила бесчисленное множество классических игр. Конечно, у Nintendo есть бесплатные коллекции NES и SNES для подписчиков Nintendo Switch Online, но по сравнению с Virtual Console эта альтернатива смотрится блекло.
Игры вам не принадлежат
Все вышеперечисленные недостатки цифровых игр связаны с одной централизованной проблемой – игры вам не принадлежат в полной мере. Хотя владение физической копией игры не дает вам прав на ее содержимым, оно дает чувство контроля. Возможность получить доступ к игре, которую вы приобрели, без каких-либо ограничений, очень важна, особенно когда речь идет о коллекционировании и сохранении истории игр.

Когда дело доходит до игр, в эпоху цифровых технологий возникло чувство разобщенности. Все больше и больше игр выпускается в виде “сервисов”, которые могут закрыть в любой момент. Хотя в отмененные игры, такие как Anthem от EA или The Elder Scrolls: Legends от Bethesda, все еще можно сыграть, их серверы могут быть отключены в самое ближайшее время. А сколько онлайн-проектов безвозвратно потеряны, трудно перечесть.
Мы не говорим о качестве игр и о том, заслуживают/не заслуживают они такой участи – мы говорим о факте, что в эти игры больше нет возможности сыграть. Энтузиасты по крупицам пытаются восстановить некоторые игры. Например ККИ Might & Magic: Duel of Champions от Ubisoft вышла в 2012 году, а в 2016 году сервера закрыли. Фанаты долгое время работали над частным сервером, который удалось запустить только в 2019 году. В любой момент Ubisoft может подать в суд и добиться закрытия проекта.

Представьте, что у вас есть диск Warcraft III: Reign of chaos и вы без проблем сможете его установить и сыграть, но если вы обладаете цифровой копией, то вынуждены будете качать WC III: Reforged со всеми вытекающими.
Будущим поколениям будет сложно проследить историю развития того или иного жанра или серии игр, если часть из звеньев канет в лету. Если закроют сервера Diablo III, вы уже не сможете оценить игру спустя годы. Даже сейчас, имея физическую копию игры, вы не сможете сыграть – потребуется соединение с сервером и установка патчей, что лишает вас возможности ознакомится с тем, какой игра была на старте.
Это обычная история для онлайн-игр, когда различные многопользовательские серверы, пусть и AAA-проекты, в конечном итоге уходят на пенсию. Если в будущем игры станут полностью цифровыми, мы можем столкнуться с индустрией, которая не поддерживает доступ к старым играм, а это означает, что они будут сохранены лишь в виде скриншотов и воспоминаний.
ПК-гейминг
Мы старательно обходили ПК-гейминг стороной, сосредоточившись на консолях. И хотя для ПК физические копии игр стали прерогативой коллекционных изданий, именно ПК обладает достаточным функционалом для сохранения игр, но с рядом важных оговорок.

Если консоли предлагают, по сути, два варианта: покупка цифровой копии в единственном официальном магазине или приобретение физической копии, – то у игроков на ПК выбор гораздо шире. Да, в последнее время физические копии на ПК стали редкостью и чаще становятся частью коллекционных изданий, которые все равно требуют привязку к учетной записи, но вот магазинов цифровой дистрибуции много. Steam, GOG, EGS, Ubisoft Connect, Battle.Net и другие. Некоторые предоставляют свои игры без DRM, другие, напротив, требуют постоянного соединения с сервером даже для одиночных игр. Рынок разнообразен, но сосредоточимся на Steam как на самой популярной платформе для продажи игр на ПК.
В Steam у вас есть учетная запись, все ваши игры сохраняются в цифровой библиотеке, их можно загружать в любое время на любое количество компьютеров и вы можете играть в них в автономном режиме (если у них нет внешней DRM-защиты, а-ля Ubisoft). Звучит довольно круто, и на самом деле это так. Однако проблемы со Steam исходят из его плюсов.

Физические копии игр стали бесполезными, так как они все равно будут требовать установку Steam и привязку копии к вашей учетной записи. Можно вместо диска продавать ключ с игрой в упаковке, и ничего принципиального не поменяется (так, например, сделали с Fallout 76). Плюс, в большинство таких игр нельзя сыграть сразу – необходимо будет все равно дождаться, когда Steam скачает все необходимые патчи, и только тогда вы сможете запустить игру, и польза от физической копии сводится лишь к ее коллекционной ценности. И само собой, рядовым игрокам стал не нужен этот лишний шаг – физические копии. В 2019 году ПК-платформа занимала менее 1% рынка физических копий.

Есть, конечно же, GOG, который продает игры без DRM, и их вы всегда можете установить и играть вне зависимости от того, есть у вас доступ в Интернет или нет, но это исключение, и ассортимент игр там достаточно специфический.
Заключение
Выходит, что единственный способ сохранить старые игры и сыграть в них – это взлом и пиратство. Например, Homebrew Channel на Wii или торренты на ПК. Тот факт, что у нас есть такая возможность, – это хорошо, но плохо, что это незаконно. Пиратство в какой-то степени способствовало появлению игр-сервисов, требованию постоянного подключения к Интернету, систем защиты, которые замедляют работу игры, и других способов борьбы. Таким образом, пиратство не может стать универсальным ответом, а лишь временной мерой – игроки и индустрия должны договориться о том, что будет со старыми играми в будущем.
Нравится нам это или нет, но игры станут полностью цифровыми. Хотя надвигающаяся угроза оцифровки представляет собой проблему для сохранения видеоигр, это логичный и неизбежный шаг для индустрии. С осторожным оптимизмом относиться ко всему этому – это нормально, но важно помнить, что удобство приходит с компромиссом.
Когда-нибудь закроются серверы Dota 2, и вы не сможете больше услышать крики и вопли постаревших тиммейтов в войс-чате, и тогда, возможно, вы вспомните о Dota 1 на движке WC3 и соберетесь с друзьями там. Мы стоим на той черте, когда игры уже невозможно сохранять в их первозданном виде, и нам останется только смотреть старые видео на YouTube и читать статьи-воспоминания о том, что раньше трава была зеленее, а игры – игристее.
И это больше всего пугает в современной игровой индустрии.
