sp1n_and_roll

28.12.2021 в 17:45

34604

Итоги 2021 года: Valorant

В уходящем году Riot Games сделали все возможное, чтобы вывести свой тактический шутер на мировую арену, постоянно выпуская новый контент и организовывая целую кучу турниров. В этом материале мы вспомним самые яркие моменты из жизни Valorant'a, включая феерический сезон от Gambit Esports, и постараемся разобраться, получилось ли у игры приблизиться к лидирующим позициям среди киберспортивных шутеров.


Valorant

За последние несколько лет Riot Games сделали громадный шаг вперед, и вместо того, чтобы быть "той студией, которая сделала League of Legends", они теперь известны как одна из наиболее надежных и стабильных игровых компаний на планете. Особенно учитывая тот факт, что чуть ли не каждый их проект добивался определенного успеха: Teamfight Tactics все еще пользуется огромной популярностью, Legends of Runeterra нашла свою, пусть и не особо обширную аудиторию, а их одиночную RPG, The Ruined King, приняли крайне тепло, несмотря на некоторые проблемы.

Valorant не стал исключением из этого правила, хотя на момент релиза в середине 2020 ни о каком мгновенном успехе речь не шла. Это все-таки была не расслабляющая карточная игра или auto-battler, а хардкорный тактический шутер, копирующий множество аспектов CS:GO, с кучей уникальных агентов и абилок. Мало того, что это было непривычным для фанатов League of Legends, так еще и привязка к миру Рунтерры, на которой Riot'ы выезжали до этого, тут отсутствовала, поэтому после первой волны хайпа интерес комьюнити к Valorant'у заметно просел.

Вот только у Riot, похоже, были большие планы на Valorant, и они прекрасно понимали, что для привлечения новой аудитории стоит сделать акцент на двух вещах: киберспорте и постоянных обновлениях контента. И именно с этом настроем они вошли в 2021 год.


Обновления

Обновления для Valorant'a выходят в формате Эпизодов и Актов, причем только крупных патчей за этот год набралось достаточно много. И начать, наверное, стоит с новых агентов и карт:

  • Yoru – японский агент, использующий порталы, который так и не смог найти своего места под солнцем из-за слишком уж странного набора абилок.
  • Astra – моментально ставшая завсегдатаем как казуальных, так и профессиональных матчей благодаря крайне удобным дымам и универсальному контролю.
  • KAY/O – робот-инициатор, отключающий абилки. То появляется, то исчезает из пиков, хотя после Valorant Champions его дела пошли вверх.
  • Chamber – последний агент, добавленный Riot'ами всего месяц назад. Кроме возможности создавать оружие из воздуха, пока ничем особенным отличиться не успел.
  • Breeze и Fracture – две новые карты, которые моментально добавили в матчмейкинговую ротацию, а также в маппул турниров.

Разумеется, это было далеко не все, и в патчноутах то и дело находилось место для обновления ранговой системы, правок прицеливания в движении и другим улучшения качества жизни. Ну и, конечно же, Riot, в лучших традициях Лиги, старались каждые две недели выпускать правки баланса агентов и оружия, что помогало поддерживать мету в тонусе.


Первый киберспортивный успех и доминация Sentinels на Masters Reykjavík

В отличие от многих других компаний, Riot решили не спешить с созданием киберспортивной системы для своего шутера, поэтому в первые месяцы после релиза Valorant'a мы могли наблюдать лишь небольшие турниры со скромными призовыми и парочкой приглашенных команд. Тем не менее в конце 2020 разработчики анонсировали скорый старт Valorant Championship Tour, с отборами, мейджорами и глобальными финалами.

Первым серьезным испытанием Valorant'a на пути к статусу полноценной соревновательной дисциплины должен был стать "мастерс" в Рейкъявике. Вот только уже во время отборочных стало понятно, что привлечение зрителей может стать нетривиальной задачей. И если в Северной Америке с этим особых проблем не возникло, то вот в Европе и, в особенности, в СНГ многие поклонники тактических шутеров были душой и телом преданы CS:GO и крайне негативно восприняли саму идею киберспортивного Valorant'a. Тем не менее огромные средства, вложенные Riot в рекламную кампанию и освещение ивента, все же сделали свое дело, и Masters Reykjavík мог похвастаться 488 тысячами зрителей в среднем и почти миллионом в пике.

Что же до самого турнира, то он получился... необычным. Организаторы решили ограничиться лишь 10 участниками и не заморачиваться с групповой стадией, перейдя напрямую к плей-офф. При этом уже с первых матчей стало заметно, что стратегии с небольших региональных соревнований на международной сцене выглядя не особо надежными, поэтому исход поединков частенько решали индивидуальные действия отдельных игроков и уверенность команды в собственных силах.

Благодаря подобной атмосфере Masters Reykjavík стал практически идеальным турниром для североамериканского коллектива Sentinels: набор великолепных исполнителей, каждый из которых способен выигрывать дуэли, парочка звезд вроде TenZ'a и dapr'a, умеющих в одиночку переворачивать раунды, а также своеобразная аура непобедимости, окружающая команду с первых официальных матчей. В большинстве случаев им даже не нужно было выдумывать интересные стратегии или подстраиваться под оппонентов – они просто перестреливали их и шли дальше.

Победители Masters Reykjavík:

  • 1 место – Sentinels – 200 000 $
  • 2 место – Fnatic – 100 000 $
  • 3 место – NUTURN Gaming – 80 000 $
  • 4 место – Team Liquid – 60 000 $

Так что неудивительно, что Sentinels смогли с легкостью забрать титул чемпионов Masters'a, не отдав ни одной карты. Среди других участников хотелось бы отметить европейцев из Fnatic и Liquid, а также корейскую команду NUTURN Gaming, неожиданно ворвавшуюся в тройку призеров.


Masters Berlin и неожиданный взлет Gambit

Как уже говорилось выше, на территории СНГ сцена соревновательного Valorant'a развивалась достаточно медленно и в основном состояла из пары более или менее стабильных коллективов вроде ForZe и Na`Vi, а также целой кучи стаков. Но главной надеждой нашего региона были ребята из Gambit, которым не хватило совсем чуть-чуть, чтобы пробиться на финалы в Рейкьявике. Тем не менее они продолжали упорно тренироваться, играя какое-то запредельное количество праков (более 1100 за 2021 год) и надеясь взять реванш на следующем турнире.

Шанс на это им предоставили финалы EMEA Stage 3 Challengers, где, несмотря на поражение от Acend в верхней сетке, Gambit сумели собраться и катком пройтись по целой куче именитых европейских коллективов, забрав первое место и путевку в Берлин. Многие тогда посчитали, что Redgar'у и компании просто повезло и у них все еще нет шансов в борьбе с североамериканскими командами. И голоса сомневающихся стали лишь громче после крайне слабого выступления в групповой стадии, когда Gambit упустили огромное преимущество и проиграли коллективу 100T.

А затем начался плей-офф, где Gambit наконец-то проснулись и заиграли в полную силу: nAts, стабильно забирающийся в тыл оппонентов, Sheydos и Chronicle, выдающие абсолютно безумные клатчи, и d3ffo, раз за разом перестреливающий вражеских снайперов. Как итог: абсолютная доминация над G2 в полуфинале, включая 13-0 на Icebox'e, а также уверенная победа в финальном противостоянии с Team Envy.

Победители Masters Berlin:

  • 1 место – Gambit Esports – 225 000 $
  • 2 место – Team Envy – 125 000 $
  • 3–4 место – 100 Thieves – 85 000 $
  • 3–4 место – G2 Esports – 85 000 $

Если говорить об интересе аудитории, то с Рейкьявика он практически не изменился, и турнир смог привлечь где-то 400 тысяч зрителей в среднем. Хотя стоит отметить, что этот успех Gambit все-таки помог немного расшевелить СНГ-аудиторию, и русскоязычные трансляции Valorant'a перестали казаться совсем уж безлюдными.


Valorant Champions

Valorant Champions обещал нам невероятные уровни хайпа и напряженную борьбу команд со всего мира за миллионы долларов в призах. Вот только несмотря на все это великолепие, подкрепленное добротной рекламной кампанией, Champions не стал "прорывным" турниром, на который, скорее всего, надеялись Riot, и смог лишь немного превзойти Masters Reykjavík по просмотрам. Правда, на качестве игр это никак не сказалось.

Уже после первых матчей стало понятно, что откровенно слабых команд на Champions крайне мало, поэтому всем условным фаворитам приходилось выкладываться на полную в каждом матче и надеяться, что этого хватит для победы. Хуже всего это получилось у представителей Северной Америки: финалисты Berlin Masters, Team Envy, не смогли выйти из группы, а Cloud9 в первом же матче плей-офф проиграли Liquid'ам. Ну а сложнее всего пришлось Sentinels, которые за пару дней умудрились выиграть у FURIA, получить кучу хейта от бразильских фанатов, назвать их регион "хреновым", а затем вылететь из турнира после матча с чилийским составом KRÜ Esports.

Что же до Gambit, то после победы на Masters Berlin большая часть команд потратила приличное количество времени, чтобы научиться контрить их стратегии. Поэтому чуть ли не каждая карта давалась нашим ребятам с огромным трудом. Тем не менее раз за разом они проявляли какую-то чудовищную силу воли, умудряясь совершать камбэк за камбэком. Лучшей демонстрацией всего этого стала последняя карта полуфинала против KRÜ Esports, где Gambit сначала отыграли отставание в 6 раундов, а после пяти допов смогли вырвать победу.

Конечно же, это превозмогание не могло продолжаться вечно, и, несмотря на отчаянное сопротивление в финале, уставшие Gambit все-таки уступили первое место команде Acend, которая на протяжении всего Champions'a пребывала в отличной форме.

Победители Valorant Champions

  • 1 место – Acend – 350 000 $
  • 2 место – Gambit Esports – 150 000 $
  • 3–4 место – Team Liquid – 90 000 $
  • 3–4 место – KRÜ Esports – 90 000 $

Что дальше?

Valorant можно назвать своеобразным киберспортивным открытием 2021 года. У Riot получилось создать вполне себе жизнеспособную соревновательную игру, а комбинация сложной тактики "а-ля CS:GO" и цветастых эффектов нашла своих поклонников как среди хардкорных фанатов шутеров, так и среди казуалов. К тому же благодаря отличному продакшену следить за турнирами были крайне интересно. 

Единственное, что немного смущает, – это крайне медленный рост аудитории, но у разработчиков есть все шансы исправить это в 2022. Тем более что у Riot большие планы на следующий год: продолжение Valorant Championship Tour, больше региональных соревнований, межсезонные турниры и даже отдельная лига для девушек-геймеров.

Хватит ли этого, чтобы подвинуть CS:GO с трона короля тактических шутеров в следующем году? Скорее всего, нет, но вот сократить отставание от лидера Riot наверняка сумеют. Так что нам остается лишь следить за развитием событий и надеяться, что успехи Gambit заставят игроков и фанатов из СНГ обратить на Valorant чуть более пристальное внимание.


Другие итоги 2021 года: