Grubby: "Happy показывает такой уровень игры, которого мы ранее не видели в WC3. Но величайший варкрафтер всех времен – это Moon или Lyn"
Небезызвестный Grubby дал интервью, в котором рассказал о положении дел в Warcraft 3 и Age of Empires 4. "Летучий голландец" в очередной раз прошелся по Warcraft III: Reforged, похвалил новую "эпоху", а также порассуждал на тему, кто является величайшим варкрафтером в истории.
– Какая сейчас самая большая проблема в Warcraft 3?
– Если не усложнять, то больше всего WC3 мешает репутация. Компания Blizzard подорвала репутацию Warcraft III: Reforged, и вместе с этим – и самого Warcraft 3. Оригинальный WC3 – это по-прежнему одна из самых интересных игр. Ее движок позволяет ей быть одной из самых привлекательных дуэльных RTS и при этом оставаться более простой, чем SC2/AoE4. И к тому же я не знаю ни одной RTS, в которой командные матчи были бы реализованы лучше, чем в WC3. Прямо сейчас большой популярностью пользуется режим игры 4х4, и конкретно мне очень интересны игры в таком формате.
В конце концов, кастомки из WC3 сделали знаменитыми такие жанры, как tower defense и MOBA. Это стало возможно благодаря тому, что в этой игре очень хороший движок. И там до сих пор делают кастомки, играют в них. Если бы мне нужно было назвать три ключевых направления для развития WC3, то я бы сказал следующее:
Сделать новый перезапуск в HD-формате, который при этом сохранит верность оригинальной игре.
Починить секцию с кастомками и сделать ее настолько понятной, насколько она того заслуживает; чтобы была глобальная поддержка кастомок, а может, даже и более низкий пинг (ну, то есть нужно сделать больше серверов!).
Рекламировать W3Champions и сделать эту платформу официальным расширением от третьестороннего разработчика. Я бы даже сказал, что W3Champions нужно встроить прямо в игру, но веры в Blizzard у меня больше нет – я не уверен в том, что если бы они встроили W3C в варкрафт, то в дальнейшем с этой платформой обходились бы так, как она того заслуживает. Не уверен, что с Blizzard проект получил бы такие поддержку и развитие, как при команде разработчиков W3Champions.
– Если бы Blizzard не облажалась с Reforged, то смогла бы компания вернуть Warcraft 3 тот уровень популярности, что был у этой игры в былые годы?
– Варкрафту хватает и того, что в него ежедневно играют тысячи людей. Игре уже больше 20 лет. Blizzard хотела, чтобы в Warcraft 3 начали играть миллионы игроков в WoW, и поэтому нужны были новая графика и новая кампания. Близзы пытались подвести игру под интересы игроков в WoW, добиться их признания.
Правда же заключается в том, что игра в жанре RTS – это игра для тех, кто любит жанр RTS. Вряд ли человек, который предпочитает гриндить квесты в WoW и не любит жанр стратегий, начнет каждый день зависать в 4х4 и пытаться выйти из бронзы в мастер-лигу (хотя, кто знает). У игры был потенциал для того, чтобы вернуть и удержать тех многих, кто в свое время играл именно в WC3. И применительно ко многим, очень многим людям сделать этого не получилось, потому что Reforged провалился.
– Предположим, Blizzard разберется с проблемами, и Reforged в долгосрочной перспективе все-таки станет успешным проектом. Есть ли у компании достаточные ресурсы и достаточная инфраструктура для того, чтобы поддерживать игру?
– Все определяется тем, насколько игру любят игроки. Только на Западе сейчас десятки тысяч людей, которые по-прежнему любят WC3 и еженедельно смотрят трансляции. Это значит, что есть достаточная инфраструктура для того, чтобы поддерживать маленькую или даже среднюю киберспортивную сцену. Если бы у разработчиков было желание, то они могли бы даже сделать DLC. Просто WC3 – это уже не игра, которая приносит миллиарды долларов – но это и нормально. WC3 заслуживает того, чтобы ею занимались команда и лидеры, которые ценят эту игру и понимают, что любой доход – это все-таки доход. И что у WC3 есть репутация, которую нужно исправить ради того, чтобы любые последующие релизы от Blizzard воспринимались игроками серьезно.
– Киберспортивная сцена в WC3 может существовать аналогично тому, как она существует в Smash Bros. Melee? Разработчик Nintendo никак не поддерживает игру, но это не мешает ей иметь огромную популярность. Регулярно проводятся турниры, через краудфандинг собираются деньги на разные документалки про игроков и так далее. Почему в варкрафте такого нет?
– В варкрафте такое уже происходит. Back2Warcraft снова стали проводить свой еженедельник. На W3Champions раз в три месяца проходят финалы сезона, призовой фонд там измеряется в тысячах долларов. Плюс есть регулярные турниры в Китае.
– В Smash Bros. Melee еще есть стабильный приток новых игроков. Некоторым из нынешних чемпионов только недавно исполнилось 20 лет. Тогда как в той же AoE4 топовые игроки – это в основном те, кому уже за 30. Много ли новых игроков приходит в RTS? Нужно ли думать о привлечении новых игроков тем, кого заботит вопрос выживания этого жанра?
– В варкрафт и другие RTS действительно приходит мало игроков. Я не знаю, почему. Мне кажется, что если бы я был молодым парнем в нынешнее время, то мне все равно "зашли" бы WC3 и AoE4. Но когда я спрашиваю детей, или родителей детей, о том, в какие игры эти дети играют, – все называют одни и те же Roblox, Fortine, Minecraft и так далее.
– В чем главное отличие RTS былых времен от современных представителей жанра вроде AoE4?
– Четвертая "эпоха" смогла завладеть воображением и интересом как молодых, так и возрастных любителей RTS благодаря тому, что у нее "за спиной" есть франшиза с мощной историей – это первые три части Age of Empires, потом Age of Empires Online и Age of Mythology. К тому же игра вышла в удачное время, когда многие любители RTS как раз искали что-то новое на смену старкрафту/варкрафту. В AoE4 идет сильный упор на менеджмент экономики, плюс есть хорошая графика и потрясающий звуковой дизайн. В игре 8 рас, 14 карт – так что людям было, что изучать, во что погружаться. Также была возможность проверить себя в соревновательном мультиплеере.
– В чем, на твой взгляд, поклонники RTS от Blizzard заблуждаются относительно AoE4?
– Одно из самых больших заблуждений – это то, что "четверка" похожа на AoE2. Я тоже думал, что игра будет не очень соревновательной, но на деле она очень даже соревновательная. Но вот движки, механики, интерфейс и система управления в играх от Blizzard лучше, чем то, что мы сейчас видим в AoE4. Я надеюсь, что разработчики четвертой "эпохи" будут продолжать над этим работать и что этот аспект будет улучшаться.
– Как тебе AoE как игра для киберспорта и как игра для стримов?
– Когда я начал стримить AoE4, то наблюдался очень неожиданный и приятный скачок в плане количества зрителей. На релизе игры у меня через полчаса после начала трансляции собиралось 6–8 тысяч зрителей. Сейчас у меня с любой игрой собираются стандартные для меня 2500 зрителей. Так что пик популярности AoE4 был в ноябре. Это очень приятно, так как сейчас я чувствую, что одновременно и контент делаю, и радую еще большее количество людей.
Я записал для Ютуба множество гайдов по игре за разные цивилизации, сам с большим желанием изучал игру – в этом мне помогало коммьюнити, которое удалось выстроить вокруг этой игры. Что касается стримов, то в этом плане с AoE4 сложно, потому как партии здесь длятся долго. Обычно это в плюс, но если зритель подключается где-то посередине катки, то ему может быть сложновато понять ситуацию в игре. К тому же у игры высокие требования к мультитаску, так что мне нужно концентрироваться. По этой причине я не могу общаться с аудиторией так же легко и беззаботно как, например, при игре в Heroes of the Storm.
– Карьеры профессионалов в киберспорте длятся недолго. В играх вроде League of Legends игроки выступают в течение нескольких лет, а затем уходят насовсем. Ты же вот до сих пор играешь в WC3, а тот же Moon даже выступает на турнирах. Почему так?
– Дело в том, что у нас очень лояльная база поклонников. Им нравится видеть, как мы играем в те игры и те жанры, которые принесли нам известность. За это я каждый день благодарю судьбу.
– Ты когда-нибудь думал о том, чтобы снова выступать на турнирах? Как это делает Moon?
– У меня уже нет такого интереса к соревнованиям. За 11 лет выступлений я достиг почти всего, чего хотел. Я не исключаю, что когда-нибудь я еще сыграю на том или ином турнире, но это должен быть какой-то значимый для меня ивент. Даже в мою бытность прогеймером одни турниры были для меня важнее других. Для меня многое значили история турнира, вырисовывающийся сюжет, ощущения от выступлений.
Крупные и невероятно важные турниры вроде WCG и WCS значили для меня очень многое, тогда как иной турнир на 50 тысяч долларов – это просто большие призовые, за которыми не стоит никакой истории. Вот к таким турнирам интереса не было.
Сейчас я стример, и сюжеты у меня выстраиваются каждый день. Я понял, что сейчас для того, чтобы почувствовать удовлетворение, мне уже не нужны победы на турнирах. Я и так соревнуюсь каждый день! В ладдерных играх – сражаюсь против других игроков, или же сражаюсь вместе с ними. Это очень увлекательно, а иногда и очень сложно.
– Насколько современные турниры важны с точки зрения наследия тех или иных игроков? До сих пор проводятся ивенты, мета эволюционируют, но в целом киберспортивная инфраструктура и количество игроков уже не те, что во времена расцвета WC3. Нынешние победы значат столько же, сколько победы на турнирах значили в былые времена? А если нет, то как их оценивать?
– Уровень WC3 сейчас выше, чем когда бы то ни было. Что даже удивительно. Игроков ведь стало меньше – так что логично было бы предположить, что уровень конкуренции снизится. Например, в Heroes of the Storm ладдер стал слабее из-за оттока игроков. Но в WC3 скилл, наоборот, вырос. Многие из игроков играют в варкрафт в течение всей истории этой игры, плюс сейчас повысилась эффективность изучения новых фишек и микроконтроля, ведь все это на виду, это доступно и этой информацией можно обмениваться. Думаю, немаловажную роль здесь сыграли стримы. Многие хитрости и находки расходятся именно благодаря онлайн-трансляциям. Уровень таких игроков, как Lyn, Happy, Hitman, Soin, Moon, 120 – он невероятно высок.
– В последнее время стало встречаться мнение, что Happy – это самый великий игрок в истории Warcraft 3. Насколько ты согласен с таким суждением? Тем более что ты и сам претендуешь на звание величайшего игрока всех времен.
– В течение последних нескольких лет Happy показывает настолько высокий уровень игры, что ничего подобного в WC3 раньше просто не было. Но я ни в коем случае не считаю его величайшим игроком в истории. Этого звания должен удостоиться Moon или Lyn. Они выступают в течение очень долгого времени, и за это время завоевали огромное количество чемпионских титулов. К тому же они настоящие профессионалы по части спортивных манер и поведения. Они также сыграли важную роль в повышении популярности игры – возможно, то же самое на Западе сделал и я.
– А сколько Happy нужно еще выигрывать (и что это должны быть за турниры), чтобы стать полноправным кандидатом на звание величайшего игрока? Есть ли в современных турнирах достаточно престижа для того, чтобы победы на них позволили игроку превзойти достижения более олдскульных варкрафтеров?
– Если Happy обгонит Moon'а по количеству выигранных призовых, что очень маловероятно, и будет продолжать играть на таком де уровне еще лет десять – его можно будет назвать величайшим игроком в WC3 всех времен. Но мне кажется, что в силу специфики современной сцены основные его победы по большей части приходятся на онлайн. Да, за последние годы у него было несколько LAN-турниров, на которых он показывал хорошие результаты. Но такие игроки, как Moon, Sky, Lyn, да и я сам, – они в течение многих лет ездили на такие турниры десятки и сотни раз, чтобы там доказать свою силу. Да и просто поездка на ивент сама по себе уже челлендж.
Кроме того, такие турниры помогают выстроить сообщества, способствуют росту популярности игры, поддерживают в людях интерес к сюжетам и так далее. В наше время на турнирах на победу претендовали десятки игроков, и к тому же мы играли в такой обстановке, где соревнование превращалось в бесконечную битву, где побеждал тот, кто больше тренируется и лучше готов к конкуренции. Я думаю, что самый великий игрок в истории и лучший игрок на данный момент – это разные вещи.
– Какой матч из своей карьеры ты считаешь своим "фирменным"?
– WCG 2008, кажется так. Большинство людей, когда говорят о турнирах, в которых я выступал, вспоминают именно этот турнир. Сказать по правде – я тоже.
- Автор оригинального интервью: Джон Попко @ invenglobal.com.