Izzard

18 июня в 14:35

20480

Как и почему Warcraft 3 умер в Южной Корее

Brood War был безумно популярен в Южной Корее в нулевых, но Warcraft 3 не только не смог повторить успех "звездного ремесла", но и вообще довольно быстро закончился – не стало ни турниров, ни профессиональных команд, ни новых игроков. Сегодня мы вспомним происшествие, которое убило интерес корейской сцены к Warcraft 3.

news_629c9d7b3bd44.jpeg

Когда состоялся релиз Warcraft 3, в Корее уже все было готово для того, чтобы обеспечить этой игре долгое и счастливое киберспортивное будущее. За несколько предыдущих лет корейцы как следует распробовали Starcraft: Brood War, вокруг которой сложилась целая инфраструктура. Крупнейшие игровые каналы – OnGameNet и MBCGame – проводили собственные лиги с огромными по тем временам призовыми, а система профессиональных команд способствовала появлению все новых и новых игроков, а также привлечению в киберспорт спонсоров. Все это дело курировала KeSPA, которая была полностью государственной структурой, что придавало киберспортивным соревнованиям солидности и служило дополнительным аргументом для все тех же спонсоров. В Корее была благодатная почва, на которой можно было построить киберспортивную инфраструктуру для новой игры.

После релиза Warcraft 3 в "Мекке киберспорта" сразу же появились профессиональные лиги по этой новой RTS. Призовые на них были поменьше, чем в Brood War, но все-таки и WC3 была более молодой игрой. Вполне вероятно, что с течением времени в "военное ремесло" потекли бы большие суммы денег и эта игра стала бы таким же столпом корейской киберспортивной сцены, как и Brood War. Ну, или как минимум обрела бы вполне комфортное место под солнцем.

news_629c9cada0dcd.png

Но этому, увы, не суждено было сбыться. Еще до того, как корейский Warcraft 3 достиг своего пика, эту дисциплину погубил администратор одной из крупнейших профессиональных лиг, который решил самостоятельно поправить столь несправедливый баланс.

Все началось с того, что в 2005 году небезызвестный Moon и один из первых выдающихся корейских орков DayFly решили посмотреть записи полуфинала MBC Prime League Season V. Во время просмотра полуфинального матча между эльфом FreeDom и орком Romeo опытный и внимательный DayFly обратил внимание на то, что орковские юниты как-то слишком уж долго живут.

news_629c9c4c17d1b.png

DayFly

DayFly заподозрил неладное, ведь ранее на этом же турнире во время одной из игр произошел неприятный баг. Игрок за андедов MyOnlyStar заказал апгрейд на гулей – и вместо 45 секунд этот грейд делался 10 минут. Так что "первый звоночек" уже был, а необыкновенно живучие орки в игре FreeDom vs Romeo стали вторым подозрительным моментом. На лиге явно происходило что-то странное.

DayFly попросил своего знакомого "взломать" файл карты (на турнире использовались модифицированные карты) и обнаружил, что кто-то действительно изменил баланс в игре. Он предположил, что это сделал Чжен Чже-Юн, который отвечал за карты на MBC. Обвиняемый признал свою вину и объяснил, что таким образом он хотел исправить баланс в игре, поспособствовать появлению на сцене новых звезд, а также помочь лиге от MBC в борьбе против конкурентов из OGN – другого игрового телеканала и турнирного оператора.

news_629c9f1b25337.png

Судя по сетке плей-офф MBC PL V, с балансом дела обстояли действительно так себе...

Более того, Чжен Чже-Юн признался, что проворачивал такое далеко не в первый раз. Он сделал подобное уже в самом первом сезоне MBC Prime League – потому что он хотел помочь DayFly победить и стать звездой. Также Чже-Юн "шаманил" с картами в ходе третьего сезона Prime League, исправляя баланс в пользу рас, страдавших от несбалансированности тех или иных матч-апов.
Скандал с картами практически положил конец существованию профессиональной корейской сцены Warcraft 3. Конечно, она не схлопнулась в одночасье, но уже в ближайшее время такие престижнейшие турниры, как MBC Prime League, OGN League и World e-Sports Games перестали существовать. В Южной Корее репутация – это очень важная вещь, и никакой крупный спонсор не захочет связываться с игрой, в которой происходит что-то неладное.

Многие игроки ушли из Warcraft 3. Конечно, уже состоявшиеся звезды вроде Moon'а никуда не делись, но те, кто был "на подходе" к высшим эшелонам, решили переключить свое внимание на что-нибудь другое. Пожалуй, самый яркий пример – это уже упоминавшийся FreeDom. Его называли гением, ему прочили большое будущее, но после поражения 0:3 от Romeo на "подкрученных" картах он принял решение переключиться на Brood War. Сам Romeo в финале того самого сезона MBC Prime League уже на нормальных картах проиграл Moon'у, после чего решил завершить карьеру.

news_629c9ba014e0a.png

FreeDom

Ушел из игры и DayFly. Его история получилась вообще удивительной: он стал чемпионом первого сезона MBCGame Prime League, а затем, хоть и косвенно, но стал причиной ее закрытия.

От турниров и команд стали отворачиваться спонсоры. Следовательно, турниры и команды просто перестали существовать. В то время как в Brood War была Пролига, команды с поддержкой KeSPA и спонсорскими контрактами, в более молодой Warcraft 3 не осталось ничего. Канал MBCGame вкладывал серьезные ресурсы в свою Prime League, но после скандала ее закрыли. В 2007 году MBCGame вновь попробовал "зайти" в Warcraft 3, учредив серию турниров Warcraft World War, но особого успеха в Корее эта затея не снискала.

news_629ca11dd698d.jpg

Игрок за ночных эльфов Gerrard в 2003 году выиграл лигу от OGN, обыграв в финале самого DayFly. Через несколько лет он закончил карьеру в WC3, а затем "всплыл" в Starcraft 2 – был тренером команды Prime, втихаря продал компьютер ByuN'а, в 2015 году был привлечен за организацию договорняков

Корейские команды стали закрываться и распадаться. Те игроки, которые продолжили играть в Warcraft 3, нашли пристанище в каких-то иностранных организациях. Например, корейцы GoStop, NangChun и Rainbow какое-то время выступали за шведскую Ninjas in Pyjamas. Легендарный Moon в какой-то момент перебрался в Meet Your Makers, где играл вместе с другими известными игроками из Кореи. Но в корейском варкрафте так и не сложилась такая же культура профессиональных команд и тимхаусов, как в Brood War, а потому уровень игроков рос не так быстро, и представители Европы и Китая вполне могли с ними конкурировать. Да и приток новой крови был минимальным – кто захочет становиться прогеймером в WC3, когда есть ряд куда более перспективных дисциплин?

Остается только гадать, что было бы с варкрафтом в Корее, если бы не скандал с картами. Возможно, корейцы и в этой игре доминировали бы так же сильно, как в Brood War и, до определенной поры, в Starcraft 2. Возможно, сейчас корейская Afreeca Warcraft League была бы куда более крупным турниром, чем она есть. История, увы, не терпит сослагательного наклонения.