Эксперимент таможни: как россиян лишили подарков перед Новым годом

 

«Заказала в интернете куклу LOL для дочки — там дешевле почти в два раза. Дочь очень хочет подарок на Новый год — просто бредит этими куклами. И тут читаю новость, что таможня останавливает посылки из интернет-магазинов, требует ИНН. Говорят — эксперимент. Куклы сейчас висят на таможне — не знаю, дойдут ли к НГ». Это — жалоба одной женщины на форуме «мамочек». Одна из сотен: кто-то ждёт смартфон, кто-то одежду. Ничего страшного не произошло, просто ФТС устроила «эксперимент» — его последствия тысячи россиян ощущают прямо сейчас.

 

ИНН и ссылка

 

Проблемы начались 24 ноября, когда ФТС приняла приказ №1861, существенно усложняющий ввоз интернет-посылок из-за рубежа. Теперь в декларации товара должен быть указан ИНН получателя, а также ссылка на продукцию, приобретённую в интернет-магазине. «Представление ИНН необходимо для однозначной идентификации физического лица для целей учёта стоимости и веса всех товаров, поступивших в адрес данного лица в течение календарного месяца» — писал ТАСС, ссылаясь на пресс-службу ведомства.

 

Позже на сайте ФТС вывесили PDF постановления, где указано, что сам приказ вступает в силу 7 декабря 2017 года, а его действие продлится до 1 июля 2018. В эксперименте участвует Дальневосточное, Приволжское, Северо-Западное, Сибирское, Уральское, Центральное, Южное, Северо-Кавказское таможенное управление, а также Шереметьевская, Внуковская, Домодедовская и Московская областная таможня. Забавно, что в официальном документе затею с ИНН называют «экспериментом», как бы подчёркивая: мера временная, посмотрим, как дальше пойдёт.

 

«На таможне лежат десятки тысяч посылок — только из Boxberry зависло 25 тысяч заказов»

 

Теоретически конечного потребителя вся эта чехарда не должна волновать: да, теперь нужно вводить цифры в ещё одно поле, но и только — номер ИНН есть у всех обладателей паспорта, узнать его легко. Но, как обычно, что-то пошло не так, и теперь на таможне лежат десятки тысяч посылок — только из Boxberry зависло 25 тысяч заказов, рассказал операционный директор перевозчика в интервью русской службе BBC. Новый год в России под угрозой.

 

Факир был пьян

 

Дело, кажется, в банальном ротозействе (либо это была спланированная акция по унижению населения). Само постановление, напомним, приняли 24 ноября, а закон вступает в силу 7 декабря. Разница в 13 дней. Курьерским службам новые правила объяснили 28 ноября. Девять дней. Перевозчики тоже не сразу «растележились», оповестив население, например, 30 ноября. Семь дней. Такого срока, пожалуй, хватило бы Мальте или Андорре, чтобы избежать «затыков» на таможне. России почему-то не хватило — народ активно заказывал до, во время и после вступления приказа в силу. Кроме того, сказывается ещё и недоверчивость россиян к каким-либо новшествам. В частности, вот так выглядят типичные комментарии в паблике Boxberry к новости о приказе:

 

 

Фейсбук тоже кипит — пользователь жалуется, что посылку задержали уже 4 декабря, то есть, до вступления приказа в силу:

 

 

Жалобная книга перевозчиков ломится от гневных отзывов, но большинство страждущих даже не понимают, в чём дело — про ИНН им никто не сказал. Как и про ссылку на интернет-товар. Этому моменту уделяется не так много внимания, а зря: если ряд логистических компаний (Shopfans, Boxberry, Pochtoy.com) берёт бремя выставления ссылок на себя, то службы экспресс-доставки СДЭК и СПСР от обязанности открещиваются, пишет «Коммерсант». В понимании этих компаний пользователь самостоятельно должен прикреплять ссылку. Идеально если он ещё и сделает скриншот со страницей товара — на случай, если цена изменится. По нашим данным, СДЭК присылал форму для заполнения данных ещё за несколько месяцев до шумихи. Выглядело это вот так:

 

 

Участники рынка реагируют на новость по-разному. AliExpress оперативно отписался: с 17 декабря на странице заказа будет специальная форма для ИНН. А вот Polar Express, которая занимается меил-форвардингом, объявила клиентам, чтобы отныне не забывали ввести все данные — иначе посылка уедет обратно.

 

«Не вполне понятно, почему эксперимент запустили именно в начале декабря, через две недели после заграничной “Чёрной пятницы”»

 

Нашлись и исключения: представители «Бандерольки» заявили, что новые правила их не задели. «Наших клиентов этот приказ никак не касается» — уверяет пост в паблике перевозчика. Данный факт «Бандеролька» объясняет тем, что в постановлении идёт речь об оформлении в рамках электронного таможенного декларирования, которое происходит на некоторых таможенных пунктах. «Бандеролька» же проходит через некие «посты при международных аэропортах», где, по словам перевозчика, такая процедура не практикуется. Хотя в приказе перечислены все московские аэропорты.

 

Однако повезло не всем — таможенных проблем навалилось множество. Возможно, если бы система оповещения запустилась не за неделю до «активации» приказа, а в октябре, — проволочек удалось бы избежать. Опять же, не вполне понятно, почему эксперимент запустили именно в начале декабря, через две недели после заграничной «Чёрной пятницы». Чтобы предсказать на эти дни большой поток посылок из-за рубежа, необязательно работать в логистической компании — достаточно руководствоваться здравым смыслом.

 

Если верить словам заместителя начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Михаила Числова, на потребителях нововведение никак не сказалось. Отвечая на вопрос «Как оформлять посылки, которые уже в пути?», чиновник сказал:

 

«Потребитель должен обратиться к перевозчику, дать свой ИНН, и перевозчик внесёт данные в реестр. Никаких проблем с этим нет. <…> Перевозчик знает, что делать — 28 ноября на площадке ФТС прошло совещание с 16 представителями компаний, мы разобрали положение приказа, перевозчики сказали, что сообщат потребителям, куда присылать ИНН» — заместитель начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России Михаил Числов.

 

Кроме того, Михаил заметил — никаких скриншотов в обычном порядке делать не надо:

 

«Предоставление скриншотов потребуется только по особому запросу таможенных органов. Когда возникнет подозрение, что стоимость товара не соответствует реальности — например, телевизор стоит один доллар, — мы запросим документ, подтверждающий цену».

 

«Народ не поверил складным речам сотрудника ФТС»

 

Под конец Числов напомнил, что нововведение никак не влияет на скорость оформления:

 

«Федеральная таможенная служба ещё раз вам гарантирует, что никаких задержек посылок, которые идут в новогодний и предновогодний периоды, конечно же, не будет».

 

Однако народ не поверил складным речам сотрудника ФТС — если судить по комментариям:

 

 

Кому это выгодно

 

Разумеется, «эксперименты» такого уровня не происходят просто так — это часть большой кампании по снижению беспошлинного порога. Сейчас действуют довольно либеральные нормы ввоза товаров из других стран: 31 килограмм, тысяча евро в месяц. Всё, что выше — облагается «данью» в 30% от стоимости, но не менее четырёх евро за 1 кг веса.

 

Правительство планирует обвалить «потолок» до 20 евро к 1 июля 2018 года, как раз, когда закончится затея с ИНН. Предполагаемые доходы от заграничной интернет-торговли уже занесены в проект федерального бюджета — 30 миллиардов рублей за первую половину 2018 года. Впрочем, эти деньги необязательно поступят именно за счёт налоговых платежей; подразумевается весь сектор покупок за рубежом.

 

В любом случае, очевидно, что нынешние нормы государству денег не приносят — по словам Михаила Числова, в 2016 году налоговые отчисления за превышение беспошлинного ввоза составили 81 миллион рублей. Ожидаемые 30 миллиардов (пусть и не полностью от налоговых выплат) и текущие 81 миллионов — цифры кардинально разные.

 

«Петицию с требованием “Отменить новые таможенные пошлины” подписали 437 тысяч человек»

 

Россияне, конечно, платить не хотят — петицию с требованием «Отменить новые таможенные пошлины» на момент публикации материала подписали 437 тысяч человек. Нет сомнений, что соотечественники уже придумывают, как обвести государство. Методы известны и сейчас — в частности, можно регистрировать посылки на родственников, что существенно увеличивает порог.

 

Правительство считает, что эксперимент с ИНН снизит «риски ввоза товаров на подставных лиц»: все данные о покупателе улетят в систему ЕАИСТО, которая хорошо помнит, кто и на сколько заказывал в этом месяца из-за рубежа. Поскольку люди предпочитают везти самые дорогие и серьёзные покупки через курьерские службы, под раздачу попали перевозчики.

 

Кстати, отсюда же и объяснение, почему обошли стороной «Почту России», которая тоже вольётся в «эксперимент», но в следующем году. Интернет-комментаторы видят в привилегии ПР правительственный заговор и «устранение конкурентов», но всё проще. Во-первых, всякие Boxberry и Shopfans гораздо мельче, во-вторых, через государственную почту везут дешёвые товары, стоимость которых едва ли превысит даже драконовский порог в 20 евро.

 

И что делать?

 

Если ваша посылка застряла прямо сейчас, то, скорее всего, вы уже отправили все данные. Остаётся лишь смиренно ждать — вопреки словам Михаила Числова, приказ всё же вызвал задержку в оформлении. Если вы только собираетесь потратиться на AliExpress, Ebay и прочих «асосах», то готовьте не только индивидуальный номер налогоплательщика, но и ссылки, скриншоты и другие доказательства вашей невиновности — как бы чего не вышло.

 

И помните. Совсем скоро всё это закончится — на «безналоговые» 20 евро можно купить разве что чехол для айфона или немного китайской мелочёвки.

 

Источник