Быстрый экспанд через 1 врата
Матч-ап: PvT
Класс: Быстрый экспанд
Уровень: Алмаз+
Самые подходящие карты: Плато Шакураса, Талдаримский алтарь, Квадрант дельта
Неподходящие карты: -
 

Описание
 
Быстрый экспанд через 1 врата – это билдордер и стратегия раннего этапа игры, направленная на получение экономического преимущества над противником-терраном. В случае, если противник сам не строит ранний командный центр или не проводит удачной ранней атаки, к началу средней стадии игры он будет находиться далеко позади от протосса по экономике, а, следовательно, и по темпу производства войск.
 
Как и любые билдордеры с ранней постановкой второй базы, этот билдордер уязвим к тайминговым атакам, однако, в целом, на удивление устойчив к ранним атакам и чизам и позволяет умелому игроку иметь достаточно войск к моменту прихода оппонента.
 
В низших лигах недостаток микроконтроля может сильно усложнить задачу защиты экспанда для протосса, так как на раннем этапе терран может легко иметь преимущество в количестве войск.
 
Для стратегии благоприятно наличие на карте узкого прохода на вашу вторую базу и большого расстояния между базами. Идеальной картой является Плато Шакураса. В целом, малая дистанция между базами может быть названа скорее аргументом против этой тратегии, однако, протоссу в такой ситуации легче установить блокаду рампы террана с помощью сентри, а наблюдатель быстрее долетает до врага.
 
У этой стратегии имеется несколько вариантов, которые подразумевают постановку одного или двух ассимиляторов, а также альтернативный билдордер, подразумевающий сверхраннюю постановку второй базы. К тому же, большая свобода предоставляется в выборе производственных и технологических строений, которые можно добавлять после нексуса, однако большинство вариантов могут быть рискованны.
 
В данной статье будет рассмотрен классический безопасный вариант билд-ордера, с 1 ассимилятором и нексусом на 30 лимите.
 

Билд-ордер:
 
9 Пилон
13 Врата№1
14 Ассимилятор
16 Пилон
17 Кибернетическое ядро
18 Зилот
22 Пилон
23 (как только достраивается кибернетическое ядро) Разработка врат искривления
23 (как только достраивается кибернетическое ядро) Сталкер №1 (Буст х2)
26 (как только достроился Сталкер№1) Сталкер №2
30@4:40 Нексус
30 Сталкер №3
33 Пилон
33 Врата №2
33 Завод робототехники / Врата №3

Примечания к БО:
 
• Время указано в игровых минутах, приблизительно.
• После постройки пилона в нексус кидается 3 буста, четвертый и пятый экономятся для сталкеров. Следующие бусты билд-ордером не предопределены.
• Четвертый пилон лучше ставить около вашей второй локации.
• Один из индикаторов правильного темпа: постройка первого зилота завершается в момент, когда достроилось кибернетическое ядро.
• По началу все производящие и технологические строения должны находиться на территории главной базы, при этом, как можно дальше от склона и рампы.
 

Детали исполнения
 
Билдордер не такой жесткий, как все остальные, и допускает определенные отклонения, так, лимиты могут не совпадать с теми, что указаны выше. Вы можете отказаться от зилота или буста второго сталкера в пользу экономики, если позволяет карта или данные разведки. С другой стороны – можно направить несколько бустов в кибернетическое ядро и ускорить исследование врат искривления, добавить дополнительное количество врат, если вы считаете, что противник замышляет атаку.
 
Ваших первых зилота и сталкера можно использовать для разведки – подойдите к рампе врага и постарайтесь аккуратно заглянуть наверх, чтобы оценить состав армии.
 

 

Постарайтесь прогнать разведчика первым сталкером и занять контроль над башнями зел-нага.
 
Второй сталкер должен охранять главную базу от рипера, пока вы не убедитесь, что противник не собирается его строить.
 
Если вы потратите несколько бустов на исследование врат искривления, они будут готовы до того, как в вам придет волна атаки с трех бараков или терран поставит экспанд после двух бараков.
 
Если вы следуете этой стратегии – вы должны быть готовы к тому, что терран сделат большую ставку на харасс. В любом случае, вы должны поставить пилоны на возможных маршрутах полета медэваков на вашу базу, иметь как минимум одного наблюдателя к 9-10 минуте. Если хотите – добавьте оружейную и поставьте фотонные пушки, которые будут охранять рабочих. Это решение не будет плохим почти никогда.
 

Разведка и адаптация
 
В зависимости от размера карты, вы можете отправлять на разведку зонд в любое время, от постройки первого пилона до постройки врат. Желательным результатом будет заехать на базу противника и увидеть, не ставит ли он ранний второй газ, сколько он построил бараков и не будет ли чиза.
 

Ранняя разведка
 
Если вы подозреваете чиз (отсутствие бараков на базе, быстрые 2 барака, в которых стоятся морпехи и пр.) – переходите к оборонительной стратегии. Вам необходимо добавить как минимум еще 1 врата и начать строить боевых юнитов. Самый ранний этап билдордера «Быстрый экспанд через 1 врата» идентичен стандартному безопасному развитию протосса, поэтому особых проблем с чизами у вас возникнуть не должно.
 
2 ранних газа. Зачастую можно быть уверенным, что противник будет строить быстрых баньши с невидимостью, либо какой либо другой технологический пуш, поэтому, если вам удалось убедиться, что оппонент не отменит второй газ, постарайтесь как можно быстрее добавить второй ассимилятор сами и постройте завод робототехники (в котором затем будут построены 2 наблюдателя), а затем дополнительные врата. Можно слегка пренебречь экономикой в пользу армии и технологий.
До тех пор, пока вы точно не узнали, каков будет состав вражеской армии, отдавайте предпочтение сталкером с небольшим количеством зилотов.
 

Поздняя разведка
 
У противника есть минимум один морпех или застроена рампа. Чаще всего на этом этапе вы можете судить о стратегии своего противника по косвенным признакам. Чтобы получить больше информации, вы можете пожертвовать рабочего. Неплохим приемом будет зайти на рампу вашими первыми сталкером и зилотом и посмотреть на армию и строения врага.
 
3 барака или больше(если противник добывает газ)/бараки с реактором. Почти наверняка это означает, что, как только исследуются стимуляторы, последует атака пехоты, так как соперник наверняка осведомлен о том, что у вас есть вторая локация.
Этот билдордер – один из наиболее опасных для вас в такой ситуации. Добавьте несколько врат и стройте зилотов, сталкеров и сентри, оставляя в приоритете сентри и зилотов. Для достаточного количества сентри начните добывать второй газ как можно раньше. Это поможет вам пресечь кайтинг под стимпаком, а также отгородить армию терана в момент атаки, что приведет к тому что стимулятор будет применен впустую и армия террана просто лишится 20% здоровья.
 

 

1 барак, завод и небольшое количество пехоты (возможно бункер). Простой факт наличия раннего завода не может говорить о чем-то конкретном. Наблюдайте за вражеской рампой, и старайтесь заметить, что выйдет с базы врага.
В целом, наличие раннего завода для вас должно быть сигналом о том, что стоит ожидать харасса, поэтому не ленитесь расставлять сталкеров около минералов и размещать разведывательные пилоны. Не забудьте добавить завод робототехники и построить наблюдателя как можно быстрее.
 
Строящийся командный центр. Можете смело развивать экономику, не забывая о армии и технологиях. Скорей всего, сильной тайминговой атаки не последует, однако, харасса и дропов ждать, все же, стоит.
 
Выход 2-3 мародеров и морпехов. Мародеры с фугасными гранатами. Как правило, это разведка боем перед постановкой экспанда самим терраном. Ваша армия, имеющаяся на данный момент, легко может отбить такой выход с помощью рабочих или даже самостоятельно, и вы не останетесь в минусе. Но не стоит рассчитывать лишь на такой исход событий до тех пор, пока вы не убедитесь что, терран поставил локацию, а не собирает пехотную армию.
Постарайтесь заглянуть врагу на рампу примерно через минуту после того, как все стихнет и дополнительно оценить ситуацию.
Один из вариантов действия быстрое добавление второго ассимилятора и атака с 5 врат, так как часто можно рассчитывать на то, что противник будет ставить экспанд.
 

 

 

 
Прочие варианты
 
Прочие варианты развития событий зачастую поддаются простой логике. Появившийся наблюдатель позволит вам получить исчерпывающую информацию о противнике и его составе войск.
 
Если в течение пары минут с момента завершения исследования врат искривления терран еще не имеет второй базы — вы должны готовиться к его all-in атаке.
 

 

Переходы
 
Данная стратегия предполагает широкий спектр переходов на различные составы армии. Хорошими вариантами являются колоссы с повышенной дальностью атаки + зилоты, сталкеры и сентри, колоссы+фениксы, сталкеры с блинком и зилоты с рывком + сентри. Ваше экононмическое положение должно позволять вам строить достаточное количество этих высокотехнологичных юнитов.
 
В ваших интересах переводить игру в макро стадию, безопасно занимать еще одну локацию, в таком случае вы чаще всего будете лишь укреплять свое преимущество.