размышления о зергах
Вообще я как зерг хотел бы рассказать о своей расе. Игровой расе:) Не знаю как у других, но у зергов были взлёты и падения, оглушительные победы и ввергающие в шок поражения. Хотя, если так подумать, протосы, несмотря на необычайно красивые игры и отличных игроков типа Нал-Ры и Рича, всё время были в аутсайдерах, и совсем недавно стали жечь, хотя и не слишком долго. История протосов и зергов неразрывно связана, эти расы как никакие другие зависят друг от друга. Терране в данном случае стоят особняком и наблюдают со стороны. Хотя у них в данный момент тоже затишье в рядах, я это связываю с тем, что их лидеры и вдохновители либо потеряли скорость и энтузиазм, либо ушли в тренеры, а обычные игроки перестали думать и ждут их подсказок. Попытки же игроков придумать свои билды ни к чему не приводят. Лета, необычайно жгущий терран очень быстро стал предсказуем и зерги коллективным своим разумом нашли противодействие его микро играм. АпМэйджик всегда действовал прямолинейно, и сначала его мощные техбилды приносили свои плоды, но его спад был вопросом времени, так как рано или поздно зерги должны были, перебирая свои страты, прийти к таким, которые бы стали мало преодолимыми для него. Даже Флеш, давя своим макро всех направо и налево, при попытке разнообразить своё развитие и смешать технику и пехоту стал терпеть поражение за поражением. Подёргавшись, он вернулся к своим обычным стратегиям и вроде бы начал опять побеждать, но пока он мало сыграл и рано говорить о его возвращении. Но вообще битвы терранов с другими расами очень балансные. Полный набор технологий и возможностей для противодействия им. Игры красивые, динамичные и без доминирования каких бы то ни было преимуществ рас.
 
         Совсем по-другому обстоят дела с зергами и протосами. Эти две расы, как сообщающиеся сосуды, если одна доминирует, то другая отходит на роль статистов. Почему так происходит? Главные причины, на мой взгляд, слишком большой спектр технологий, веток развития, очевидных контр – юнитов и откровенно слабых возможностей разведки. Посудите сами, имея комсат, терран всегда может быть в курсе планов соперника, состоянии экономики и обороны. Играя против террана, протос тоже благодаря обсёрверам имеет возможность до появления веселей контролировать каждый шаг соперника. Ну а зерги против террана имеют оверов, дешёвых собак и возможность постоянного контакта с помощью муты, например.
 
         А вот разведка и стратегии в матчапе ПвЗ имели очень интересную историю развития.
После тоявления стракрафта разведки поначалу не было вообще, разве что боем. Не знаю, посылали ли протосы пробок на разведку, вполне возможно, что ради нахождения локации противника посылали, но я точно уверен, что они не катались там до появления стреляющих юнитов, санок или скорости собак. Таким образом, планы зерга были «тёмным лесом». Однако протосы считались самой сильной расой. Потенциал терранов пока никто не раскрыл, Боксер в это время только узнавал, что зилоты не бьют по муте (на полном серьёзе). А зерги пока играли с одной нычки. Протосы наслаждались жизнью и доминировали на всех турнирах. Какой же их ждал облом, когда зерги начали-таки брать эксп сразу. Спектр стратегий заметно расширился, а разведки у протосов не появилось. Да и не было всё так просчитано, в то время зерг мог импровизировать прямо во время игры и выигрывать. Это сейчас, количество рабочих на газе расписывает БО на 15 минут вперёд. Перед бедными тосами встал вопрос порядка развития. Имея необычайно хорошие контр юниты, шторм против гидры, архона против муты, драгуны с дальностью с обсами против люры, протосы физически не могли построить всё разом. И вынуждены были защищаться от всего. Либо выходить в архона и стивить фотонки от гидры, либо делать шторм и ставить фотонки от муты. Это приводило к трате минералов не на гейтвеи, а на фотонки и приводило к отставанию от зерга. Приход люры вообще всегда был неожиданностью, так как газа просто не хватало на постройку обсёрвера заранее. И пока тос скрепя сердцем ждал появления своего детектора зерг зажирал карту. Протосы были в плену своего страха. Корсара не строили, так как считали его дорогим для разведки и к тому же он жрал газ, которого итак не хватало. Хотя его появление могло бы дать возможность выбрать 1 ветку развития и наказать противника максимально быстро.
 
          Но дальше стало веселей:) Рич на меркурии начал ставить вторую базу. Карта отличалась от других тем, что на второй базе не было газа, зато на мейне было сразу два. Такой билд позволил Ричу побеждать зергов достаточно уверенно. Правда на других картах ландшафт не позволял занимать эксп, и радость потосов была не долгой, да и 1 карта не много решала в расстановке сил на киберспортивной сцене. Правда, мапмейкеры сделали для себя заметку на будущее. А в это время протосы, считаясь самой слабой расой, потихоньку вымирали. Дошло до того, что появился Севьер и протосам стало совсем грустно, как собстственно и всем другим расам, включая зергов:) В то время были популярны карты типа лонгинуса, катрины, карты с узким проходом по центру и лабиринтом для обхода. Стали появляться минеральчики для сужения прохода на эксп. И тут пришёл он. Бису. Все билды у него начинались с корсара. Мало того, что корсар давал разведку, так ещё и гадил везде, где только можно, сужая порядки развития зерга, теперь нельзя было выйти в муту, не построив гидродэн. Прощай весь спектр стратегий зерга. Параллельно, пользуясь возможностями карт, Бису брал фаст эксп. Какая прелесть. Если до этого считалось, что протосы должны подстраиваться под зергов, то теперь стало всё наоборот. Протос навязывает свою игру, а зерг старается предугадать все варианты. К тому же ранний корсар обрубил разведку зерга. Бедные оверы за пределы мейна теперь не совались, а протосы этим безбожно пользовались. Сэкономленные на не построенных фотонках деньги вкладывались в гейтвеи и масс войска всех типов. Выход протоса стал неостановимым. Совсем по-другому стали проходить битвы на картах типа Гаи и БлюШторма. Теперь при делении карты протос просто набирал имбовые связки из риверов, архонов и штормов. А места возможных дропов плотно фотонил. Раса зергов зачахла. Стоит отметить, что в топ-30 кеспа больше тосов не стало. Возможно, им нужно было много набирать очков. Зато те, кто там был, перебрались в топ-10. Все шесть протосов заняли себе там по месту, а Бису сидел на самом верху. Новые карты раскрыли все преимущества протосов. На катрине убийственной стратой стали драгуны и риверы, на лонгинусе масс штормы. Тос выходил в удобную для него страту, а зерг подстраивался и проигрывал.
 
         По комьюнити прошёл шопоток: «Имба». Стрелок написал статью, в которой, ссылаясь на карты, говорил о нарушении баланса не в пользу зергов. Мондрагон начал поигрывать протосами против зергов. Очень интересный стиль у него был. Он тихой сапой брал нычки, по одной, а как зерг кидался в атаку, штормил, потом против слонов и сварма подстраивал риверов. Зерг нападал и сливался, а на разницу в ресурсах Мондрагон делал больше лимит, брал базы и убивал соперника. Нотфору сыграл с Мисразззом шоу матч, после которого сказал, что Мистрззз гей и карты выбрал гейские. А карты действительно лояльностью к зергам не отличались. И даже до сих пор это аукивается зергам, несмотря на их подъём. В недавнем интервью у Джаедонга спросили, как он относится к высказыванию, что зерги сейчас самая слабая раса. На что Джаедонг ответил: «Ну так и отлично, будем сражаться в тени»…а не-е, он сказал, что согласен, только тем круче быть первым.
 
          Но в среде зергов вроде бы наметился подъём. Если раньше зерги получали гибкость за счёт раннего экспа, то теперь они вольны выбирать между экономикой и быстрыми технологичными атаками. В то время как протосы и терране стали играть в ФЕ и первое время стали иметь меньше войск, чем раньше, зерги могут сделать упор на войсках и технологиях. Шайн, Еллоу это отлично показывают. Гидра-пуш, мута с двух хачей, слегка расширили спектр порядков развития. Но протосам вообще стало тяжко при игре против одной страты. Тот, кто придумал выходить в муту, стараясь не сливать её, а потом резко в гидру – гений. Это всё расставило на свои места, убило разведку протоса и вернуло разведку зерга. В чём же такая особенность стратегии, что она резко повысила выживаемость зергов?
 
          Ну во-первых, постройка лейра даёт возможность строить сразу две ветки развития. Люру и Муту. Теперь протосу тоже нужно строить две ветки. Однако корсар даст точную информацию, что там стоит, и если построить только дэн или шпиль, то протос будет готовым. Другое дело, когда при наличие трёх то баз и хорошей экономике строят сразу оба здания. Теперь тос должен гадать, особенно разлетаться корсаром он не может, так как скоржи точно собьют. Поэтому тос летит назад либо строит много корсаров и тратит на них деньги слегка выравнивая сбиванием оверов. Мута ставит крест на масс зилотах и вынуждает протоса ставить фотонки, вместо гейтвеев. Зерги вновь отвоевали себе преимущество в тайминге в несколько секунд. Мобильная мута заставляет тоса сидеть дома, так как для того, что бы выйти нужно иметь двух архонов прикрывающих зилотов и одного архона дома, итого 6 хай темпларов превращены в лампочки. Поэтому как зерг построит 8 мут, он переходит на масс гидру с 5 хатчери. При появлении гидра дена там заказываются грейды гидре на скорость и дальность, и строится эволюшн для грейда на вынос. Дальше зерг просто ждёт выхода протоса, выбивает столько темпларов, сколько сможет, лучше всех, и сражается гидрой против зилотов, архонов и нескольких драгунов. Гидра в таком бою имеет огромное преимущество. Даже если темплары заштормят насмерть муту, при плохом пинге, например, то эти штормы не лягут в гидру, что собственно и требовалось. Убив таким образом первый тосовский выход зерг хамится по карте, а тоса заставляет сидеть на двух. При этом никто люру не отменял, но так как гидра и мута более вероятны, то у протоса делается ветка через архивы темплара. Обсёрвер при таком развитии будет ещё не скоро, в то время как никто не мешает зергу построить сразу люру, а мутой убивать не только темпларов, но и сбивать обсёрверы. В том числе очень хорошо контрятся дропы всего подряд. Не раз бывало так, что при выходе в люру без шпиля терялись все рабы на штормах или дарках. Да и риверов не очень удобно отбивать люрой и медленной гидрой.
 
         Вообще у зергов большой потенциал, только для его раскрытия нужно тренироваться на износ. Когда Нони поехал в Корею, он отметил, что зерги там играют совсем в другом стиле и ему пришлось переучиваться специально под них. На мой взгляд их задача нанести как можно больше урона первыми технологичными юнитами. То есть они не ждут появления пачки люр, а построив двух сразу несутся сносить барак, форжу и мешать поставить 3 базу. Не ждут трёх пачек гидр, а 7 штуками выщёлкивают всё, до чего дотянутся, ну и мутой харасят до посинения. Они стараются снять максимальное количество дивидендов на отсутствии контр-юнитов. Ну а дальше уже в макро дожать своего соперника. Меня посещали мысли сменить расу, когда в среде зергов наметился спад, но думаю повременить и понаблюдать со стороны за резким подъёмом зергов по всему миру. В Корее так ЗвЗ стало нормай в финалах лиг. Всё-таки придётся этот матч-ап учить:)