История киберспорта. Часть пятая

Предлагаем вашему вниманию следующую статью из цикла "История киберспорта". В прошлой части мы стали очевидцами зарождения серий Unreal и Counter Strike, а также затронули тему возникновения компьютерных клубов в России. Теперь настало время вплотную подойти к началу XXI века и посмотреть, как менялся компьютерный спорт в конце 1999  начале 2000 годов. Турниров, а следовательно и информации становится всё больше, поэтому просим обратить внимание на голосование о том, какими должны быть последующие выпуски. Приятного прочтения!

Рубеж тысячелетий киберспорт перешёл очень уверенно, можно даже сказать, что он его перелетел и, расправив крылья, направился в светлое будущее. Крупные Американские и Корейские компании пришли на помощь геймерам, в качестве спонсоров команд и турниров. Именно приток больших капиталов дал второе дыхание киберспорту, который некоторое время топтался на месте и перебивался парой-тройкой крупных турниров в год. Теперь у лучших игроков в своих дисциплинах начали появляться личные спонсоры или команды с титульными спонсорами, способные платить стабильную зарплату.

 

Киберспортивный 1999 год начался 12 марта, когда состоялся Extreme Annihilation, четвёртый турнир организованный CPL, компанией уже набравшей силу в игровых кругах. Многочисленные спонсоры, среди которых были такие известные компании, как Babbage, Cisco, Dell, Logitech, 3Dfx и Creative Labs обеспечили для 600 участников призовой фонд в размере 25000$ плюс призы в виде их продукции. Мероприятие по традиции проходило в городе Даллас (США). Международный отель “Westin Park Central Hotel” гостеприимно принял участников, соревновавшихся в двух основных дисциплиных: Daikatana 1х1 и Quake2 1х1. Помимо них, сражения проходили по нескольким дополнительным дисциплинам: Mortyr, Tribes, Need For Speed 3, Quake2 CTF, Half-Life 1х1 и командный турнир по Half-Life. Неплохое сочетание игр на любой вкус.

 

          

Финал Immortal против RiX’а в самом разгаре

 

CPL анонсировали этот турнир, как самый удобный для игроков из всех проведённых до этого. И они сдержали слово. В памяти игроков он на долгое время остался лучшим, по крайней мере из турниров, проведённых на территории США. Стоит отметить, что на EA впервые применялся турнирный мод OSP DM Tourney Mod, ставший после этого стандартом. Что касается спортивной части, то в дисциплине Quake 2 чемпионский кубок и 5000$ завоевал Курт "Immortal" Шимада, в финале уничтоживший со счётом 22-2 двукратного победителя CPL RiX’а, который, тем не менее, обогатился на 4000$. Третьим стал Makavelli, выигравший 3000$.


Турнир по дисциплине Daikatana, которую разработала ION Storm  студия Джона Ромеро, хотели и вовсе отменить ввиду не готовности самой игры и, как следствие, отсутствие игрового опыта у большинства участников, но Ромеро решил не разочаровывать своих фанатов и дал отмашку на установку ещё недоделанного шутера на киберспортивные снаряды. Лучше всех сориентировался в новых обстоятельствах Энди "Leprechaun" Вайда, выигравший мощный компьютер на базе AMD K6-2.

 

 


Помимо соревнований на EA проходило множество презентаций от спонсоров и разработчиков игр. Одну из них стоит отметить отдельно  друзья Ромеро привезли на показ фантастический Quake 3. Демо игры произвело неизгладимое впечатление на участников турнира, которые по совместительству являлись лучшими игроками США на тот момент. Лучшей рекламы для будущей киберспортивной дисциплины и представить себе нельзя. Можете для наглядности запустить видео любой из игр, присутствующих на этом турнире и сравнить с презентацией третьего Quak’а. Несмотря на плохое качество изображения разница видна невооружённым взглядом, а намётанному глазу про-игрока она была и вовсе очевидна.

 

    

 

Давайте на время перенесёмся из нового света в старый, то есть в отсталую по киберспортивным меркам тех лет Европу. Третьего и четвертого апреля Гётеборг (Швеция) принимал у себя крупнейший европейский чемпионат "True Gamers Invitationalпо QuakeWorld, приглашение на который получили все лучшие игроки мира. Приехать смогли не все, в частности не было гостей из США, причиной могла стать дисциплина  многие топовые американцы уже перешли на Quake 2, но скорее всего более весомым фактором стало отсутствие призового фонда. Бились прежде всего за почёт, уважение и, конечно, внимание со стороны спонсоров. Победитель мог рассчитывать на финансовую поддержку в посещении последующих киберспортивных мероприятий. Шведские игроки Lakerman_of_sc, 9.Xenon и 9.Nikodemus принимали у себя гостей из соседних скандинавских стран, а также Англии, Германии и даже гостя из далёкой Австралии - игрока AO.Reload, чей приезд оплатила компания Intel. Победил, однако, швед Lakerman, ставший впоследствии очень популярным игроком не только в киберспорте, но и в покере. Вторым стал немец Kane, третьим норвежец Sectopod. Как говорили сами участники: “Вес имело только первое место”, поэтому борьба шла только за чемпионство.

 

AO.Reload


Тем временем американские разработчики стали пытаться популяризировать свои игры с помощью проведения крупных турниров. И одним из таких чемпионатов с большим призовым фондом по совсем не киберспортивной игре стал турнир по Descent III. Но, несмотря на огромные усилия ребят из Outrage, их детище так и не стало пользоваться успехом среди хардкорных игроков и стало известно, прежде всего, как сингл игра. Даже проведение турнира в одном из самых известных отелей Лас Вегаса Ceasar’s Palace с призовым фондом в 50000 $ лишь на некоторое время привлекло интерес игроков.

 



Quakecon 1999 года стал первым полностью организованным и проведённым id Software, при финансовой поддержке таких гигантов, как Activision, AMD, Apple Computer, ATI Technologies, Logitech. Более тысячи участников стали свидетелями первого турнира по ещё не вышедшей официально игре - Quake III Arena. Об анонсе этого чуда мы расскажем позже, а что касается самого турнира, то лучшим стал Джорж "DieharD" Мышляев. Канадец из семьи эмигрантов, настоящее имя которого Георгий, можно сказать стал предвестником наших чемпионских традиций в этой дисциплине. Первые пять участников получили мощные компьютеры Apple, что во многом помогло им в дальнейших тренировках, поскольку Quake 3 был довольно требователен к ресурсам системы. В рамках чемпионата проходили турниры и по другим играм id.

 

 

Самым известным и, как говорят сейчас, “распиаренным” стал турнир Ground Zero, организованный CPL. Местом проведения выбрали Нью Йорк. Можно только догадываться сколько стоила аренда Puck Building, расположенного в самом престижном районе Манхэттена - SoHo. Помимо этого отметим крупный призовой фонд, составивший 25000 $, но главной статьёй расходов для организаторов стало освещение турнира в прессе. Упоминание в выпусках на телевидении и в журналах (таких как Rolling Stone, Wired, Wall Street Journal, Chicago Daily Herald) сделало победителей GZ знаменитыми. Со времён бума игровых автоматов этот турнир стал первым, широко освещённым прессой и открыл глаза на киберспорт многим людям в США. Соревновались, конечно, в демо версию Quake 3. В напряженных матчах победу одержал Марк “Wombat” Ларсон, за что получил чек на 10000 $. Второе место занял Алекс “Gemini” Гарсия.

 

 



Кроме мужского турнира, был проведён финал онлайн чемпионата Female Frag Fest 99 по Quake 2. Лучшей стала Энн “Lilith” Ченг. Она выиграла приставку Sega Dreamcast и стала первой женщиной киберспортсменкой, о которой написали крупные СМИ.
Следующим турниром, о котором стоит упомянуть, стал Frag 3. Уже набившая руку в организации подобных мероприятий компания CPL держала марку, и уже более 700 игроков захотели принять участие в их очередном турнире, тем более, что за первое место давали 10000$. CPL превратили подвал-прачечную отеля Hyatt в уютный зал со множеством компьютеров, стендов спонсоров и даже с зоной для прессы. В родной для киберспорта город Даллас приехали лучшие игроки из США и Европы, уже успевшие к этому времени поднатаскаться в бетку Quake 3. Первое место занял Амир “Hakeem” Халим, в финале со счётом 10-9 ему проиграл уже знакомый нам Марк “Wombat” Ларсон, а вот третье место занял, ставший в будущем самым известным киберспортсменом, Джонатан “Fatal1ty” Вендел. На пресс-конференции глава CPL Анжел Муноз анонсировал турнир Razer CPL Event с умопомрачительным призовым фондом в 100000$, после чего многие сидящие в зале игроки встали и побежали тренироваться.

 

          

Финал: Wombat против Hakeem

 

Тем временем в Южной Корее 30 декабря состоялся финал турнира по StarCraft: Brood War  Progamer Korea Open, проходившего на протяжении двух месяцев. Первые два места завоевали зерги: чемпионом стал FreeMuRa, вторым TheBoy и лишь третье и четвёртое место заняли терран Ssamjang и протосс Feel_Love. Это был первый из турниров OSL (OnGameNet Starleague) — самой авторитетной и почетной индивидуальной лиги тех лет.


В конце года состоялась презентация долгожданной Quake 3 Arena. 2 декабря id Software представила миру новую киберспортивную дисциплину, ставшую на долгие годы ведущей игрой жанра FPS, которая до сих пор не утратила свою актуальность. Революционный движок id Tech 3, отличная оптимизация и отсутствие сингл режима сделали эту игру одной из лучших и сбалансированных киберспортивных игр своего поколения.

 

Четыре официальных режима игры: Free For All или классический Deathmatch, командный Deathmatch, Tournament, в котором игроки по очереди бьются друг с другом и режим Capture The Flag  знакомый всем захват флага. Помимо этого существовало множество модов, например таких как Freeze tag, Rocket arena, excessive и мод Defrag, мировые чемпионаты по которому проводятся и по сей день.


В начале 2000 года Южная Корея совместно с компанией Samsung дали понять мировому киберспортивному сообществу, что не только в США могут проводиться крупные турниры. Анонсированные международные компьютерные игры World Cyber Games Challenge с отборочными этапами в 17 странах мира и призовым фондом в 200 000 $ дали начало тому киберспорту, который мы знаем сейчас. Именно турнира такого масштаба не хватало, чтобы привлечь многочисленных спонсоров по всему миру и объединить усилия игроков со всего мира для развития киберспорта. Для этого были выбраны четыре самых популярных игры того времени, а местом проведения стал парк развлечений Everland в городе Йонъин. Таким образом, на 2000 год запланировали сразу два супер турнира, и если один носил разовый и во многом рекламный характер, то второй стал флагманом мирового киберспорта на десятилетие вперёд.

 

 

В России, тем временем, турниры проходили всё чаще и чаще. Не обходилось и без первых проявлений читерства. На февральском турнире в Санкт-Петербурге, компьютерный клуб “Орки” принимал участников в чемпионате по Quake 2 FFA, на котором игроки Mafia и Hacker получили доступ к турнирному серверу и прописали "set cheats 1". Мошенничество быстро распознали и, изгнав нарушителей, начали чемпионат заново. Победили Gribnic и Pele, занявшие первое и второе место соответственно. Уже в конце того же месяца Российская Игровая Империя и Агмар Мультимедиа организовали первый командный турнир по Quake2 в формате 3 на 3. Примечательно, что начался турнир в здании Политехнического музея, а закончился в клубе "Нирвана" – говорят, что администрация музея выгнала толпу игроков за нецензурные крики, которыми сопровождался каждый матч турнира. Победил в такой напряжённой обстановке сильнейший российский клан DDT в составе CooKiE, Crusader’а и InfiDel. Вторыми стали Petersburg Killers, третье место заняли представители команды Alpha, в составе которых играл уже известный нам Pele.

 

В середине апреля компания Formoza организует турнир по дисциплине Quake 2 TDM 3х3. 96 игроков приняли участие в чемпионате. Первое место взяла команда Kick-3 в составе CooKiE, Crusader и InfiDel, пробившаяся в финал из сетки лузеров и одержавшая в нём победу над NiP-1, за которую играли 3D-BUG, A-xa и NoiSe. Третье место заняли ребята GL, PoWeR и ViS из второго состава NiP’ов. Призами служили компьютеры различной конфигурации, предоставленные главным спонсором чемпионата.

 

                              

 


В конце августа состоялся своеобразный чемпионат России по дуэльному Quake 2  Quakering. Санкт-Петербургский клуб Новака стал местом проведения турнира. Честь Москвы защищал NiP’овец Polosatiy, который справился с этой задачей на отлично и занял в итоге первое место. А в сентябре в московском клубе Полигон-1 прошёл первый в России командный чемпионат по Quake 2 в формате 4 на 4. Первое место заняли 3D-BUG, A-xa, GL, PoWeR и ViS из команды NiP, победив в финале Alliance в составе Alrick, MaD-DaeMoN, oGRe,VaRaN. Третье место заняла команда Kickl. Клан NiP начал доминировать на Российской сцене, сменив недавних безоговорочных чемпионов из DDT.

 


Главным турниром года стал начавшийся 28 октября в клубе Арена-1 турнир Квадреналин-99. 40 команд были поделены на два дивизиона, где им предстояло бороться за главный приз турнира  шесть компьютеров. Турнир омрачился скандалом в матче двух претендентов на призы: NiP и Eldorado. В одной из игр начались баги с сервером, вследствие чего неправильно начислялись фраги за убийство врагов. Несмотря на это, организаторы решили не прерывать матч, и проигравшая в этом нечестном матче команда Eldorado приняла решение покинуть чемпионат досрочно. Первое место заняли именно их соперники NiP-1, за что получили три компьютера из призового фонда, второй состав NiP-2 завершил турнир на втором месте, а третье завоевали Petersburg Kiilers.

 


В начале декабря 1999, команда NiP и компания Формоза объявляют о начале сотрудничества. Уже через неделю новоявленная NiP-Formoza, принимает участие в последнем крупном турнире по Quake 2. Профессиональная Ассоциация Компьютерных Клубов организует турнир в Питерском Ледовом Дворце Молодежи по двум дисциплинам: командный TDM 4 на 4 и Дуэльный чемпионат. Лучшей командой стала NiP-Formoza, обыгравшая в финале Alliance. Третье место заняла многострадальная Eldorado. В дуэльном турнире победил Pele из Petersburg Killers, вторым стал NiP.Axa, а третьим игрок под ником Zlo.

 

В 1999 году дисциплина StarCraft: Brood War только делала первые шаги в России и хотя крупных турниров не проводилось, наши игроки скрупулёзно изучали технические и стратегические аспекты игры, что впоследствии позволило на равных бороться с лучшими игроками планеты. Пример таких изысканий читайте под спойлером в конце статьи.

 


 

В следующей части мы расскажем о том, кто выиграл на стотысячном турнире от Razer, узнаем подробности проведения первого WCG, а также поговорим о третей части одной из самых популярных RTS в истории. Угадаете какой?

 


 

 


  

Тактические советы по игре StarCraft by Dilvish & Asmodey 1999 год

 

Репортажи с российских турниров с 1998 года

 


Остальные статьи цикла: