Две стороны киберспорта World of Warcraft

Киберспортивная сцена World of Warcraft занимает свой особый уголок в мире соревновательных игр. MMORPG достаточно редко обзаводятся неким по-настоящему соревновательным режимом, который можно хоть как-то привязать к киберспорту. Тем не менее у WoW'a таких режим сразу два: Arena и Mythic Dungeon. Уже через месяц состоятся турниры на BlizzCon, и мы решили перевести материал, в котором расскажем об отличиях этих режимов и пофантазируем на тему будущего киберспортивного WoW'a.

Что такое World of Warcraft Arena World Championship?

С моменты выхода WoW'a в 2004 году, большая часть соревновательной составляющей игры была сфокусирована на Аренах, где две команды по три человека вступали в битву друг с другом. Турниры по Арене начали проводиться с 2007 года, а крупнейшие соревнования традиционно проводились в рамках BlizzСon'a. За время своего существования этот турнир сменил несколько имен, однако в последние годы он известен как Arena World Championship (AWC).

Команда для игры на Арене состоит чаще всего из двух игроков, которые сосредотачивают свои усилия на нанесении урона оппонентам, и последнего игрока, который занимается лечением своих сопартийцев. Иногда команды решают заменить одного из атакующих игроков на танка, который наносит гораздо меньше урона, зато может пережить нападки противников.

Из-за того, что для совершенствования своего умения игры одним из 12 присутствующих в игре классов требуется достаточно много времени, у большинства игроков есть основной персонаж, которым они чаще всего играют на Арене. Естественно, что у них может быть один, два или три альтернативных персонажа, наличие которых позволяет меня состав команды, чтобы подстроиться под конкретных оппонентов или мету.

Скорее всего Арены стали основным видом киберспорта в World of Warcraft из-за размера команд. Игроки всегда крайне серьезно подходили к гонкам за первыми прохождениями рейдов и подземелий, однако из-за того, что в таких ивентах размер рейда может варьироваться между 20 и 40 игроками, то организация турнира в этом режиме была бы сопряжена с огромным количеством проблем. Зачастую рейдовые команды не соревнуются друг с другом напрямую из-за различия в расписаниях и часовых поясах. Если же попытаться провести LAN-турнир между командами по 20+ игроков, то это будет крайне недешевым занятием, не считая всевозможных сложностей с логистикой.

Даже когда на BlizzСon'e проводятся показательные прохождения рейдов, на самой выставке зачастую присутствует лишь несколько игроков. Остальные же участвуют в мероприятии из своих домов. Здесь же нужно отметить, что повторное прохождение рейдов станет куда менее интересным, в то время как бои на Арене, где игроки сражаются друг с другом, постоянно создает новые и интересные ситуации. Множество небольших карт и малочисленность команд — это тот формат, который уже зарекомендовал себя на киберспортивной сцене. К тому же благодаря постоянным обновлениям баланса классов, новым картам и персонажам, Арены продолжают удерживать звание одного из главных соревновательных режимов WoW'a.

Турниры на Арене проходят на пяти картах различного размера. Причем каждая из них имеет собственный ландшафт и набор препятствий, которые игроки могут использовать для получения преимущества.

Время матчей ограничено 25 минутами, однако они редко занимают больше 10. Быстрые матчи означают, что карты и условия победы постоянно меняются и командами приходится постоянно подстраиваться под новые обстоятельства. Так как самым распространенным форматом матчей на турнирах является Bo5 и Bo7 крайне важно, чтобы игры не затягивались и зрителям всегда было интересно наблюдать за происходящим на экране. После достижения отметки в 5 минут, у игроков появляется статус-эффект, который провоцирует их на быстрое завершении игры. В тех редких случаях, когда игры затягиваются, это приводит к постоянно возрастающему напряжению для зрителей, потому как цена малейших ошибок игроков становиться все выше и выше.


Что такое Mythic Dungeon Invitational

В последние годы Blizzard начали поддержку второго вида киберспорта, который достаточно популярен в World of Warcraft. Mythic Dungeon Invitational — это что-то вроде гонки, где команды сражаются друг с другом, пытаясь выяснить кто же быстрее других может пройти через препятствия, которые подготовили для них разработчики.

Зарождение этого режима началось в 2012 в дополнении Mists of Pandaria, когда в игре появился Challenge Mode. Он заключается в прохождении определенный подземелий — игровых локаций, в которых игрокам нужно победить ИИ — на время. Впоследствии Challenge Mode был расширен и превратился в то, что мы можем наблюдать на турнирах сегодня.

Эти соревнования между командами из пяти человек зачастую занимают от 10 до 30 минут. Небольшая продолжительность прохождения подобного PvE контента в конце концов привела к тому, что игроки захотели превратить его в киберспортивную дисциплину. Особенно после шоу-матчей в Dungeon Challenge по Легиону на Gamescom 2016 и Great Collegiat Dungeon Race от Tespa. Количество желающих посмотреть на подобные соревнования постоянно росло и это стало причиной рождения Mythic Dungeon Invitational(MDI).

Турниры в этом формате все еще находятся на ранних стадиях своего развития, однако уже сейчас MDI превзошел Арены в количестве зрителей. Из-за этого Blizzard решили постепенно увеличивать призовые фонды подобных турниров и стараться развивать это уникальное направление на мировой киберспортивной сцене.


Какие команды и партнеры наиболее известны в киберспортивном WoW'e?

Самым серьезным игроком в обоих режимах является организация Method. Эта команда зародилась на просторах WoW'a и была одной из первых, кто начал серьезно подходить к соревнованиям по игре. На данный момент у Method есть сразу несколько команд в других киберспортивных дисциплинах и несмотря на то, что они уже не выигрывают каждый турнир по World of Warcraft, организация остается одной из наиболее узнаваемых среди поклонников соревнований по игре.

Из-за того, что киберспортивная сцена игры остается крайне небольшой — хотя и постоянно растущей — многие команды выступают без поддержки спонсоров. Это означает, что если турниры по WoW'у будут набирать обороты, то у крупных организаций будут шансы на подписание одной из команд, которая может побороться за призовые. Так, к примеру, случилось после BlizzCon 2017, когда команду ABC, которая выиграла соревнования на Арене подписали Tempo Storm.

Что же до организации турниров, то здесь главную скрипку играют сами Blizzard. В 2015 году, организация под названием GCDTV решила устроить небольшие турниры по Арене и транслировать их на своем канале. Достаточно быстро GCDTV начали привлекать все большую аудиторию, а их турниры превратились в отборочные для участия в турнире на Blizzcon'e. Два года назад Blizzard наняли бывших основателей GCDTV, чтобы помочь им разработать структуру соревновательного WoW'a, которая помогла бы вывести киберспортивную составляющую игры на новый уровень.


Каково будущее киберспорта в WoW?

За последние пару лет Blizzard заметно усилили поддержку как соревнований по Арене, так и Mythic Dungeon. С начала 2017 количество и охват турниров был расширен, что повлекло за собой увеличение призовых фондов. Вместо парочки региональных турниров по Арене мы получили множество небольших лиг и одноразовых турниров, которые неизменно транслировались. Это привлекло огромное количество новых зрителей и игроков, желающих узнать побольше о киберспорте в WoW.

Что же до Mythic Dungeon, то в 2017 Blizzard показали только финалы турнира. Однако в 2018 они расширили охват с помощью стримов с четырех региональных квалификаций. Кроме этого ноябре на BlizzСon'e пройдет первый матч всех звезд MDI, на котором будут сражаться четыре лучших коллектива мира.

Сюда же нужно добавить и то, что в 2018 каждую неделю проходили трансляции какого-нибудь контента по соревновательному WoW'у. При этом количество зрителей на трансляциях неизменно росло. Финалы Arena/Mythic Dungeon Invitational достигли отметки в 100 тысяч одновременных зрителей. Это мелочь по сравнению с гигантами вроде Overwatch, Dota 2 или League of Legends, однако соревновательный WoW является пусть небольшим, но постоянно развивающимся уголком киберспортивного мира.