Итоги года в StarCraft 2

Надеемся, новогодняя собака приветливо машет вам хвостом и ластится к рукам, а не злобно скалит зубы. Собаки они вообще хорошие. Так что пусть и 2018 год будет хорошим для StarCraft 2. А мы пока что подведем итоги года ушедшего. Корея, WCS Circuit и любимая СНГ-сцена - событий и сюжетов было много, так что нам, определенно, найдется, что вспомнить!

Корея

Вопреки истошным воплям скептиков, что тут и там раздавались в начале сезона 2016 года, когда корейцам закрыли въезд в иностранный старкрафт, корейская сцена все еще живет. Корейские про по-прежнему остаются сильнейшими в мире и неизменно доминируют на всех международных турнирах, до которых только могут добраться их руки. Корейские лиги по-прежнему остаются самыми зрелищными и самыми конкурентными.

Игроков, которые могут рассматриваться как претенденты на чемпионское золото, в Корее действительно не так уж много. Но это, наверное, специфика SC2 в целом – топовый кард кристаллизовался, остались только сильнейшие, и просто так подвинуть их не получится.

По результатам. И по персоналиям.

soO – король Конгов

Юнсу Эо в уходящем году снова стал вторым. На GSL, еще раз на GSL, на потом уже и на BlizzCon’е. Сейчас soO намеревается попробовать покорить чемпионство еще раз – а, может, и несколько. Зависит от того, сколько возможностей у него будет в 2018 году. И несмотря на то, что soO себя в сезоне 2017 чемпионским золотом так и не украсил, именно его мы склонны назвать самым интересным корейским старкрафтером уходящего года. soO – это уже настоящая сага SC2. История о бесконечном противостоянии игрока с другими игроками, но в первую очередь – наверное, все-таки, с самим собою. Интересно, будет ли у этой саги вообще хэппи-энд? Возможностей для него осталось уже не так много…

TY – и да, и нет

Этот парень заработал за 2017 год рекордную сумму денег – 200 тысяч на финалах WESG, 100 тысяч в финале IEM Katowice. Хватило, чтобы войти в топ-5 старкрафтеров по количеству выигранных денег за всю историю этой дисциплины. И это еще не считая различных топ-2-4-8 финишей.

И был бы TY безоговорочно лучшим старкрафтером 2017 года, если бы не одно "но". А именно – если бы не его склонность к тому, чтобы феноменально стушеваться в самый важный момент. Первый четвертьфинал GSL против soO – поражение из преимущества 2:0. Второй четвертьфинал GSL против GuMiho – поражение из преимущества 2:0. Полуфинал IEM Shanghai против herO – поражение из преимущества 2:0. Полуфинал BlizzCon против Rogue – пять инженерок на натурале и сами знаете, какой итог...

Если TY сможет избавиться от этого своего "недуга" (а заодно перестать в важных играх клепать под сотню рабочих) – даже представить страшно, какие результаты он сможет показать в 2018 году. Если, конечно, сохранит привычно-высокий уровень игры.

Rogue – как в кино!

Если говорить о Rogue, то он прошедший год для себя буквально-таки спас – после относительно-неплохой, но в то же время довольно незврачной первой половины сезона, Rogue буквально "взорвался" результатами в его середине. Золото на IEM в Шанхае и золото на GSL Super Tournament помогли игроку Jin Air Green Wings успеть запрыгнуть на подножку уходящего поезда "BlizzCon", при этом подвинув с нее своего партнера по команде sOs’а. Ну а дальше был триумф на BlizzCon’е, где Rogue завоевал рекордный призовой в 280 тысяч долларов (спасибо тебе, трофейный фонд!).

Сюжет Rogue в 2017 году – это самый киношно-голливудский сценарий, что вообще можно найти в StarCraft 2. Теперь вопрос в том, насколько успешно игрок будет свой титул защищать. У предыдущего чемпиона мира ByuN’а, например, особо внятной защиты не получилось.

Stats и GuMiho – награда за преданность.

Наверное, было бы очень символично, если бы Stats и GuMiho завоевали свое первое чемпионское золото именно в год собаки – оба играют уже очень давно, оба давно показывают хорошие результаты, но украсить полку индивидуальных достижений золотом все как-то не получалось. И вот, наконец-то, удалось. Stats уже давно стабильно входил в число лучших протоссов мира и радовал уверенной макро-игрой, а в 2017 году стал чемпионом GSL и завоевал второе место на IEM World Championship. GuMiho же является "человеком с миллионом билдов" и во многом благодаря своей оригинальности (и, наверное, встрече с soO в финале) смог завоевать чемпионское золото.

INnoVation – путь в вечность

В 2017 году INnoVation явил себя таким, каким мы его привыкли видеть – сильным и доминирующим. Победы на StarCraft Starleague, GSL vs the World и в третьем сезоне GSL (не упоминая еще и декабрьский IEM Gyeonggi) – никто даже и не удивился.

Рано как не удивился никто и привычно слабому выступлению на BlizzCon’е, где в этот раз INnoVation остановился на стадии четвертьфинала. Сам игрок теперь говорит, что хочет выиграть в 2018 году выиграть один, а то и несколько, турниров с крупными призовыми. WESG, IEM World Championship и BlizzCon - вот его основные цели.

Dark – непонятно-о-о-о...

Вроде бы, Dark провел неплохой год, по итогам которого сумел пробиться на BlizzCon. Этот зерг занял второе место на SSL, добрался до полуфинала GSL (где вместе с INnoVation'ом стал автором самой интересной игры 2017 года), попал в топ-4 GSL Super Tournament. Пробился на BlizzCon, проиграл там Elazer'у в матче за выход из группы...

Как-то так получается, что вроде бы что-то и было, а по достижениям толком вспомнить и нечего.

herO - проклятие Rogue

Корейский протосс из PSISTORM Gaming провел неплохой, в целом, год. Чемпионство на первом GSL Super Tournament, два "серебра" - на IEM Shanghai и на втором GSL Super Tournament. И в довершение картины - четвертьфинал BlizzCon.

Интересно, что и из IEM Shanghai, и из GSL Super Tournament, и из сетки BlizzCon'а "улыбающегося убийцу" выбил никто иной, как действующий чемпион мира Rogue. И именно за счет побед над herO у зерга из Jin Air получилось догнать уходящий поезд на WCS Global Finals.

ByuN – обратно в забвение?

Сезон 2016 стал абсолютно феноменальным для вернувшегося из "изгнания" ByuN’а. Игрок выступал без команды, достаточно регулярно стримил – и при этом умудрялся обыгрывать всех и вся. Чемпионство GSL, чемпионство BlizzCon, чемпионство World Cyber Arena и награда "Игрок года" от ESPN. Таковы были итоги предыдущего сезона для ByuN'а.

В 2017 году игра ByuN’а пошла на спад. Два четвертьфинала GSL, четвертьфинал IEM Katowice да 3-4 место на IEM Shanghai – такие вот результаты. И вот вроде бы и неплохо. Но по сравнению с предыдущим сезоном... И ведь самое обидное заключается в том, что ByuN даже не смог пробиться на BlizzCon, чтобы там попытаться подтвердить свое звание чемпиона.

Но даже при не самых ярких результатах ByuN смог-таки впечатлить всех своими абсолютно бешеными стратегиями через масс-риперов. В группу особо впечатленных попали даже сами Blizzard, которые риперов, в итоге, понерфили.

А что ждет уже экс-чемпиона мира в 2018 году можно только догадываться. Возможно, новый взлет. Возможно, еще более болезненное падение. Возможно, ничего особо и не изменится. Историю в StarCraft 2 ByuN уже сотворил.


WCS Circuit

В более близком нам WCS Circuit интриг тоже хватало. В 2017 году как-то просели Nerchio, ShoWTimE и Snute. Вместо них на первые роли выдвинулись Elazer, Serral, MajOr и Scarlett. И, конечно же, великолепный Neeb, без него тут никак. 

Serral – без пяти минут мессия

В какой-то момент казалось, что Serral должен стать главной "иностранной надеждой". Финский зерг выглядел практически несокрушимым, а если говорить только о Европе, то и вовсе не знал себе равных. В Старом свете наконец-то появился игрок, способный повергнуть всемогущего американца Neeb’а. И надо же – при всей мощи Serral’а он за этот год так и не стал чемпионом. В драматичном финале DreamHack Jonkoping зерг уступил все тому же Neeb’у, а на турнирах в Катовице, Валенсии, Остине и Монреале Serral останавливался на стадии четвертьфиналов. В итоге у Serral'а так и не получилось раскрыть свой потенциал в полной мере. И новый сезон может стать в этом отношении довольно-таки показательным.

MajOr – нечто совершенно особенное

Хуан Тена Лопес старкрафтер весьма интересный. Есть в нем одновременно и что-то располагающее, и нечто отталкивающее. В плане игровых способностей он очень напоминает своего кумира TY – мексиканец может показывать просто-таки фантастическую (особенно по меркам "остального мира") игру и обыгрывать самых сильных соперников, что он и доказал на BlizzCon’е, где проложил себе дорогу в четвертьфинал. С другой стороны, временам MajOr играет ну вот просто-таки абсолютно безвольно.

Как бы там ни было, а на BlizzCon’е именно MajOr показал наилучший из всех иностранцев результат (при том, что вышел на турнир с восьмой строчки рейтинга WCS Circuit).

И именно MajOr стал тем самым игроком, который не позволил Neeb'у собрать "покер" по чемпионствам DreamHack в прошедшем году... После чего со счетом в полуфинале со счетом 0:3 проиграл Snute'у. А в Монреале и вовсе не вышел из Ro64.

И вот в этом весь MajOr. Периоды совершенно потрясающей игры у него чередуются с совершенно невнятными спадами. Наверное, самый нестабильный и при этом (в удачный день, да на пике формы) один из самых сильных иностранных старкрафтеров. Нечто совершенно особенное.

Neeb – неоспоримый

Этот парень сейчас является однозначно лучшим иностранным старкрафтером. Если в сезоне 2016 года "превосходство Сандерхафта" проявилось в виде первого иностранного золота на корейском турнире и паре вторых мест на DreamHack’ах, то в сезоне 2017 американский протосс доминировал на иностранной сцене практически безраздельно. У него лучший иностранный результат на WESG (3-е место) и три золота на DreamHack’ах. И даже на BlizzCon’е, где Neeb по итогу не смог выйти из группы Ro16, он оказался единственным, кто смог нанести поражение будущему чемпиону мира Rogue.

Пожалуй, единственное направление, в котором у Neeb’а в 2017 году ничего толком не получилось – это Корея. Игрок довольно неожиданно не смог пройти отборочные в третий сезон GSL, при том что этот рубеж тогда покорился Scarlett, Elazer’у и даже NoRegreT’у. Будем ждать от американца новых подвигов в сезоне 2017!

Elazer - европейский флагман

Все были как-то так сильно увлечены ладдерными успехами и сверхмощной игрой Serral'а, непривычно слабыми результатами ShoWTimE'а, злоключениями Snute'а и шутками Nerchio, что как-то совсем не обратили внимание на то, что Elazer уже второй год подряд является лучшим европейцем. По результатам он обходит Serral'а - хотя бы потому, что в уходящем году смог-таки стать чемпионом, покорив WCS Valencia. И на BlizzCon'е лучше всех европейцев выступил именно Elazer, который, помимо прочего, выбил из турнира Dark'а, что позволило ему выйти в четвертьфинал. Второй плей-офф BlizzCon за два года. Как-то так.

Nerchio и Snute – старая гвардия

Эти двое являются настоящими ветеранами иностранной сцены. Elazer, Serral, Neeb – это все относительные новые для топовых рангов лица. А вот Nerchio и Snute тут уже давно.

Snute в 2017 году, как и большую часть предыдущего сезона, страдал от недуга "чуть-чуть не хватает". Стабильный сильный игрок, постоянно выходит в плей-офф крупных турниров, выбивает из сеток сильных соперников, неизменно входит в число фаворитов... Но в 2017 году вновь везло другим. В финале турнира в Валенсии чуть сильнее оказался Elazer, а в финале турнира в Монреале уже гораздо сильнее оказался Neeb. Результат BlizzCon'а в виде четвертого места в группе тоже радостным не назовешь...

Nerchio, как и Snute, в 2017 году чемпионом тоже не стал. Но он, в отличие от норвежца, переживает по этому поводу гораздо меньше. Во всяком случае, так оно кажется со стороны. Король Артур неизменно готов уничтожать всех и вся, и не сильно-то переживает, когда это у него не очень получается. Такое вот позитивное отношение.

В общем, без этих ребят уже трудно представить иностранную сцену. Но их время, видимо, понемногу уходит. Сейчас на первые роли выдвигаются новые лица. Король Севера уже не Snute - этот титул у него отобрал Serral. Номер один в Польше уже не Король Артур, а парень с ником Elazer. И главная гроза корейцев теперь родом не из Норвегии или Польши, а из США. Ну, или Мексики.

Покорение Кореи

По идее, нужно было бы еще что-то написать про Kelazhur'а, ибо он, все-таки, является одним из участников WCS Global Finals. Но мы решили немного, так сказать, расширить рубрику и вспомнить про покорение иностранцами Кореи. Ибо Kelazhur это как раз один из представителей того самого иностранного тимхауса в Корее.

В прошедшем году выход иностранца в Code S уже не воспринимался как что-то невероятное. Во всяко случае, уже под конец сезона. Конечно, когда в первый сезон GSL прошла Scarlett, то все дружно ахнули. Ну или, как минимум, одобрительно покивали головами. Во втором сезоне компанию Scarlett составил MajOr, ну и как бы ничего удивительного. А вот в третьем сезоне количество иностранцев достигло показателя в четыре человека: Scarlett, MajOr, Elazer и NoRegreT. И если присутствие первых трех в самой элитной лиге вопросов, в целом, не вызывает, то вот NoRegreT... Видеть его там, как минимум, странно.

Хотя и в первый сезон GSL в 2018 году NoRegreT тоже прошел, и вполне себе честно (подвинув из сетки Patience'а и Has'а). Вместе с ним представлять иностранную сцену в первом сезоне престижнейшей корейской лиги будут Scarlett и SortOf.

Рубеж в виде "иностранец пробивается в Code S" взят окончательно и, наверное, бесповоротно. Ждем покорения рубежа "иностранец проходит в Ro16".

Reynor и Clem – новая кровь

Радует, что на иностранной сцене все-таки есть новая кровь. В первых рядах здесь идут молодые Reynor и Clem, которым по 15 лет. Серьезных результатов на LAN-ах у этих ребят еще нет, но онлайн они уже понемногу покоряют. Итальянец вот недавно выиграл "ГГ Года", да и Clem за декабрь отметился хорошими выступлениями. Полноценно раскрыться на WCS Circuit игрокам пока что мешают возрастные ограничения, но тут ждать осталось уже недолго.


СНГ

Несмотря на то, что наша сцена в последнее время громкими достижениями не особо радует, здесь все равно есть, на что обратить внимание.

Bly – топ-1 СНГ

Вопрос о том, кто же в СНГ является топ-1, уже второй (или третий?) год подряд не вызывает особых трудностей с поиском ответов. Единственный игрок, который более-менее стабильно показывает какие-то результаты на международных турнирах. Пусть 2017 год выдался для Александра менее результативным, нежели предыдущим, с трона его пока что подвинуть никто не в силах. Что можно видеть и на "внутренних" турнирах - украинская квалификация WESG, а также Starladder Ultimate Series идут в актив топ-1 СНГ.

Игра Bly vs MajOr на карте Proxima Station с WCS в Йенчепинге - одна из самых эмоциональных игр с участием игроков из СНГ в прошедшем году. Смотреть с 1:08:20.

Minato – прорыв года

В первой половине сезона 2017 Minato решил попробовать уйти в StarCraft, что называется, на фулл-тайм. На пути у успешного осуществления этих планов сказалась травма в виде перелома руки. Тем не менее, даже с такой травмой Minato по итогам года можно спокойно присвоить звание топ-2 СНГ – благодаря топ-8 на Starladder Ultimate Series (где он проиграл будущему серебряному призеру этого турнира Kas’у), второму месту на WESG Ukraine (где Minato в матче за серебро обыграл все того же Kas’а) и выходу в топ-8 WESG, благодаря чему у нас будет возможность поболеть за украинца на финальном этапе World Electronic Sports Games.

Strange – сама нестабильность

Еще в сезоне 2016 года Strange очень ярко засветился на весеннем WCS Championship, где практически обыграл Polt’а. С тех пор Алексей Соляков считается одной из главных надежд СНГ и, наверное, лучшим игроком России, но вот до каких-то серьезных результатов все как-то не доходит. В этом сезоне были и российская квалификация WESG, и Starladder Ultimate Series  – и все это как-то обошлось без участия Strange'а. Что, конечно же, очень жаль.

Rail – лучший игрок России?

На полном серьезе. Если говорить о международных турнирах, то здесь у Rail’а лучший результат среди всех россиян – топ-4 Starladder Ultimate Series и топ-12 Европейских финалов World Electronic Sports Games. У кого больше? Вот и нам кажется, что ни у кого из россиян лучше результатов за прошедший год и нет.

Arctur и Hellraiser – затянувшийся восход

И Arctur, и HellRaiser 2017 год провели в статусе "ну вот еще чуть-чуть". Российский терран запомнился участием на IEM Katowice и зрелищными играми на WCS в Йенчепинге, где обыграл Namshar'а и показал очень хорошую игру против Snute. Hellraiser "звезданул" еще в начале сезона на LAN'е в Одессе, где занял третье место, отлично провел основной этап Starladder Ultimate Series (хотя потом уже в четвертьфинале проиграл Rail'у) и под конец сезона взял "бронзу" на GG Года.

Надеемся, в следующем году ребята еще прибавят и начнут радовать хорошими результатами на крупных международных LAN'ах! Учитывая, что оба заставили говорить о себе еще в 2016 году, уже пора!

Анти-награда имени Life’а

Если бы несколько лет назад вам сказали, что в 2017 году кого-то из СНГ-игроков сами Blizzard забанят за попытку организации договорных матчей, и предложили бы угадать, кто этим игроком будет – вы бы ведь не стали сильно долго раздумывать, верно?

Турниры со знаком плюс

В СНГ не так уж много сколько-нибудь масштабных соревнований по StarCraft 2, поэтому каждое такое воспринимается с неподдельным интересом, а где-то на заднем плане скромно так начинает маячить вывеска "Сейчас выясним, кто здесь топ-1 СНГ". В 2017 году самые положительные впечатления остались от шести турниров: это LAN в Одессе, на котором Hellraiser перешел из статуса "хм, интересный парень" в статус "Одна из главных надежд СНГ", ультимативная битва за звание топ-1 СНГ в виде Starladder Ultimate Series, которую достаточно предсказуемо выиграл Bly, и соревнование Starladder Amateur Series, на котором получили возможность в самом выгодном свете показать себя игроки-любители не выше 6000 MMMR. Также у нас были всенародно любимый GG Года (где главный приз на этот раз забрал себе иностранец и где в очередной раз напомнил о себе Hellraiser, отвоевавший у Bly'я третье место) и украинская квалификация WESG, ставшая первым шагом на пути к финальному этапу WESG для Minato. И, конечно же, Чемпионат Москвы по компьютерному спорту, что прошел 17 сентября и победу на котором одержал Strange. 

Турниры со знаком минус

Серьезно так разбавляет вышеупомянутую бочку меда российская квалификация WESG. Что-то совершенно непонятное, не пойми, как сделанное, и увенчавшееся очень странным результатом. А надо-то было всего лишь как следует промоутировать ивент и сделать другой посев.

С другой стороны, давным-давно уже инактивный sLivko получил возможность скататься в Барселону. Хорошее напоминание о том, что чудеса случаются. Главное верить и продолжать пробовать!


Такой вот, вкратце, 2017 год. Материал писался несколько дней, но все равно так и не получилось написать про все, про что хотелось. "За кадром" осталось многое из Кореи, многое из WCS Circuit и многое из СНГ. Но это, наверное, в каком-то роде даже и хорошо. SC2-сцена по-прежнему полна событий, сюжетов и, не побоимся этого слова, страстей. Пожелаем же, чтобы так было и впредь – и в 2018 году, и в последующие годы.

С Наступившим! И удачного вам сезона!