Итоги 2021 года в жанре battle royale: PUBG, Apex Legends, Fortnite и Warzone
Уходящий год в жанре battle royale выдался достаточно насыщенным на интересные события: PUBG все дальше уходит в сторону мобильного рынка и собирается перейти на free-to-play, Apex Legends набирает популярность и обзаводится новым контентом, в Fortnite добавили больше медийных скинов, а в Warzone – новую карту. В этом материале мы постараемся рассказать обо всем этом, не обойдя вниманием многочисленные турниры, на которых команды из СНГ стабильно занимали высокие места.
PlayerUnknown's Battlegrounds
Обновления, free-to-play и мобильная версия
На момент релиза PUBG стала одной из самых популярных игр всех времен на ПК, собрав почти полтора миллиона среднего онлайна. Правда, долго это не продлилось, и с января 2018 количество пользователей неуклонно снижалось, пока не достигло отметки в 150 тысяч. Конечно же, разработчики не раз пытались вернуть "дни былой славы" Battlegrounds, но ни турниры, ни новые карты, ни улучшения качества жизни не принесли должного результата.
Однако со временем классический "пубг" со всеми его проблемами отошел на второй план, а его место заняла версия для мобилок. PUBG Mobile стартовала не слишком хорошо, и ее даже временно запрещали в Китае и Индии. Однако после ребрендинга и парочки дополнительных изменений мобильный battle royale начал постепенно захватывать мировые рынки, пока в конце концов не вышел на нынешние показатели: 2,8 миллиарда долларов прибыли и топ-5 по популярности в 2021 году.
И надо сказать, что успехи PUBG Mobile сказались и на ПК-версии. Разработчикам уже не нужно было забрасывать пользователей обновлениями в надежде выдоить из них немного денежек, потому как мобильная версия справлялась с этой задачей куда эффективнее. Да и часть персонала наверняка перевели на создание новых скинов для Mobile. Как итог, в 2021 крупных обновлений для PC практически не было: одна новая карта, горстка пушек, парочка ивентов (один из них – с участием K-POP группы BlackPink), а также куча "фановых" режимов вроде борьбы с зомби.
Ну а всего пару недель назад PUBG Corp. решила сделать свой battle royale бесплатным, осознав, что львиная доля прибыли все равно приходится на продажу внутриигровой косметики. Правда, привлечение новых игроков пока идет сравнительно медленно, но кого это волнует, когда PUBG Mobile ежедневно приносит своим создателям более 8 миллионов долларов.
PGI.S – запоздалый чемпионат мира 2020
Так как проводить крупные соревнования в условиях тотального карантина было практически невозможно, создатели PUBG решили провести свой чемпионат мира 2020 в феврале следующего года. Назывался данный турнир PUBG Global Invitational.S, и примечателен он был как минимум по трем причинам:
- Часть матчей должна была пройти на LAN'е.
- Призовой фонд составил 7 миллионов, собранных благодаря продаже внутриигровых предметов.
- Организаторы решили использовать новый формат.
На последнем пункте стоит остановиться отдельно. Видите ли, PUBG Corp. хотелось растянуть удовольствие от турнира на несколько недель, но они понимали, что battle royale'и не особо приспособлены для формата групп и плей-оффов. Поэтому пришлось придумывать что-то свое, с выживанием, где команды должны выиграть одну катку, чтобы пройти в еженедельные финалы, и этими самыми финалами, где идет борьба за очки.
Результат получился... противоречивым. С одной стороны – каждую неделю мы могли наблюдать за сериями достаточно напряженных каток, поэтому у зрителей было вдоволь времени поболеть за своих любимчиков. С другой – все это слишком уж затянуло турнир, и после высокого онлайна на трансляциях первых недель интерес аудитории стал постепенно снижаться. Здесь же нужно упомянуть, что "революционный формат" не предполагал какого-то аналога глобального финала, поэтому многие представители комьюнити просто не понимали, кто сейчас находится в лидерах и когда им нужно зайти на стрим, чтобы увидеть развязку турнира.
Во многом из-за этого и сам турнир получился несколько сумбурным, ведь следить за турнирной таблицей было достаточно тяжело. Была парочка команд вроде Gen.G и 4AM, которые показывали относительно стабильные результаты, но в остальном коллективы в топе постоянно менялись. И в конце концов все свелось к финалу последней недели, победу на котором одержали североамериканские составы Susquehanna Soniqs и Zenith Esports.
Победители PGI.S:
- 1 место – Susquehanna Soniqs – 1 300 000 $
- 2 место – Zenith Esports – 1 000 000 $
- 3 место – Gen.G Esports – 930 000 $
- 4 место – Four Angry Men – 455 000 $
Что же до представителей СНГ, то они так и не смогли нащупать свою игру. VP и Na`Vi кое-как справлялись с прохождением еженедельного выживания, но когда дело доходило до финалов, то у них начинались серьезные проблемы. Как итог: медведи заняли лишь 10-е место в общем зачете, а "рожденные побеждать" остались за пределами топ-16.
Доминация Virtus.pro в сезоне 2021 и PUBG Global Championship
После не самого удачного выступления на PGI.S, Virtus.pro с головой ушли в тренировки и через несколько месяцев вернулись совсем другой командой. BatulinS и компания стали играть куда дисциплинированнее, они заметно прибавили в уверенности и подтянули индивидуальный скилл.
Достаточно быстро стало понятно, что в Европе нет команд, которые могли бороться с ними на равных. Для начала VP раздавили своих оппонентов в четвертом сезоне Continental Series, удерживаясь в топ-4 на протяжении всех трех недель. В принципе, им вполне могло хватить этого для попадания на чемпионат мира, но останавливаться на достигнутом "медведи" не собирались и в пятом сезоне континентальной лиги они сумели повторить свой успех.
Так что перед началом PUBG Global Championship российский коллектив по праву считался одним из главных претендентов на победу. Особенно учитывая тот факт, что организаторы все же решили пересмотреть формат соревнований, снабдив его полноценными финалами, где стабильная игра Virtus.pro должна была дать нехилое преимущество.
Вот только реальность, как всегда, внесла свои коррективы, и начало турнира выдалось для наших парней крайне сложным. Основная причина была в том, что им постоянно приходилось драться за лучшие споты с представителями азиатского региона, что нередко оборачивалось взаимным истреблением уже в первые минуты. Конечно же, со временем VP решили данную проблему, сумели пробиться в гранд-финал и показать там достойную игру, но всего этого не хватило, чтобы претендовать на серебряные или золотые медали, которые ушли европейцам из Heroic и китайцам из NewHappy соответственно.
Победители PUBG Global Championship 2021:
- 1 место: New Happy – 1 378 264 $
- 2 место: Heroic – 666 209 $
- 3 место: Virtus.pro – 325 317 $
- 4 место: TSM – 275 673 $
Мобильные турниры и интерес зрителей
Популярность PUBG Mobile привела к тому, что турниры по игре стали появляться все чаще. При этом в большинстве случаев они могли похвастаться куда более серьезным охватом аудитории, чем ПК-соревнования.
Взять хотя бы PUBG Mobile Global Championship Season 0, где команда Na`Vi смогла занять четвертое место: 2 миллиона в призах, 500 тысяч среднего онлайна на трансляциях и почти 4 миллиона зрителей в пике (правда, большую людей заманили на стрим с помощью внутриигровых наград за просмотр). В сравнении с этим показатели чемпионата мира на ПК (100 тысяч в среднем и 180 в пике) выглядят крайне блекло.
Итоги и будущее
Кого-то может расстроить постепенное смещение акцентов в сторону мобильной версии игры, но в целом 2021 год стал крайне успешным для PUBG'а: множество крутых турниров, кое-какие интересные нововведения в клиенте и, конечно же, переход на free-to-play модель. Остается надеяться, что разработчики не забросят создание контента для ПК-версии и продолжат развивать соревновательную сцену.
Apex Legends
Обновления и Арены
У Respawn Entertainment, в отличие от их коллег из PUBG Corp, не было возможности полагаться на успехи мобильной версии. Поэтому волей-неволей им пришлось браться за развитие Apex Legends всерьез. И они взялись! В 2021 году разработчики начали куда активнее работать над созданием нового контента, заниматься продвижением своего проекта в соц. сетях и на стриминговых площадках, а также куда охотнее общаться с прессой.
Благодаря всему этому число активных пользователей Apex Legends стало постепенно расти, а каждый новый апдейт комьюнити встречало восторженными отзывами. Да и самих этих апдейтов стало куда больше: в феврале в игру добавили Фьюза, в конце апреля к нему присоединилась Валькирия, чуть позже нам представили Сиара, а осенью нас ждало крупное обновление "Побег", с новой картой и Эш. И это не считая огромного количества ивентов и мелких патчей с правками баланса, призванных несколько разнообразить мету игры.
Здесь же стоит напомнить, что весной 2021 Respawn представили Арены – новый режим игры, в котором две команды из трех человек в течение нескольких раундов сражаются на небольших картах, набирая очки и покупая снаряжение. Арены унаследовали приятную стрельбу из Apex'a, сдобрив ее динамичным геймплеем и отличным балансом, поэтому неудивительно, что новый режим пришелся по душе пользователям. Впоследствии разработчики расширили список доступных карт и ввели рейтинговый матчмейкинг, сделав Арены достойной альтернативой battle royale'ю.
Один в турнир в год
Когда-то давно Respawn озвучивали свои намерения устроить соревновательную лигу с отборами, мейджорами и всем прочим, но все это дело постоянно откладывалось. По сути, единственным крупным ивентом этого года стал ALGS Championship 2021 с несколькими миллионами долларов в призах. Но и его пришлось разбить на несколько региональных турниров помельче, чтобы участники не страдали от высокого пинга.
Тем не менее смотреть за европейскими финалами данного турнира было достаточно интересно. Во многом этому поспособствовало наличие там сразу нескольких коллективов из СНГ вроде Gambit, Na`Vi, Major Pushers и dead inside. Но, достаточно неожиданно, лучше всего себя показал коллектив Fire Beavers во главе с 9impulse'ом. Несмотря на некоторые проблемы в групповой стадии, "бобры" смогли выдать потрясающую серию матчей в финалах, им не хватило лишь толики удачи, чтобы забрать главный приз.
Победители ALGS Championship 2021 EMEA:
- 1 место – SCARZ Europe – 265 000 $
- 2 место – Fire Beavers – 132 000 $
- 3 место – soloQgoats – 78 000 $
- 4 место – UNDERRATED – 46 000 $
Нельзя сказать, что ALGS Championship добился какой-то невероятной популярности среди зрителей, но свои 120 тысяч среднего онлайна он собрал. Поэтому вскоре после его окончания Respawn решили в очередной раз поднять вопрос о создании соревновательной лиги, которая в этот раз просто обязана состояться.
По задумке организаторов, ALGS Year 2 должен выглядеть примерно так: квали к первому сплиту в сентябре, пара недель регулярного сезона, а затем плей-офф в январе 2022. Потом примерно по такой же схеме должен пройти Split 2, ну а в июле фанатов обещали порадовать местным аналогом чемпионата мира.
Правда, первый регулярный сезон получился не особо захватывающим из-за того, что он растянулся на добрых два месяца. При этом организаторы еще и делали перерывы между стадиями, так что ваша любимая команда играла где-то 6 карт в две недели. Хотя стоит отметить, что эта неторопливость никак не сказалась на игре СНГ-коллективов, и в начале январе мы сможем понаблюдать за выступлениями Gambit, Magicians, Myztro, Major Pushers и Dungeon Mast33rs в плей-офф.
Итоги и будущее
Battle royale от Respawn постепенно набирает все большую популярность – взять хотя бы тот факт, что в 2021 Apex стал одной из самых обсуждаемых игр в соц. сетях. Обновления выходят часто, ростер персонажей постоянно пополняется, да и новые режимы время от времени завозят, так что с точки зрения казуального игрока здесь все отлично. Единственным недостатком Apex'a является неясная политика по отношению к соревновательной системе, но тут уж ничего не поделаешь. Да и фановых комьюнити-турниров хватает, так что любителям посмотреть за матчами профессионалов скучать не приходится.
Fortnite
Откровенно говоря, Fortnite уже давно не является battle royale'ем в привычном понимании этого слова. За последние годы Epic'и делали все возможное, чтобы превратить свое детище в какое-то подобие красочной песочницы, в которой вы можете похвастаться косметическими предметами. Так что и обновления для игры они выпускали соответствующие: громкий анонс и что-нибудь с "вау эффектом", чуток геймплейных нововведений, чтобы следующий сезон хоть чем-то отличался предыдущего, и бесконечный поток скинов, созданных в коллаборации с самыми разными брендами.
Примерно то же самое можно сказать и о турнирах: Epic Games продолжали проводить соревнования с миллионными призовыми, но зачастую их основной целью было продвижение очередной линейки скинов или же какого-то свежего ивента. Поэтому если вы не являетесь заядлым игроком в Fortnite, то названия этих турниров и их призеры, скорее всего, будут для вас пустым звуком.
Можно было бы сказать, что 2021 год в Fortnite прошел достаточно спокойно, если бы не два момента. Первым стало окончание судебных тяжб между Epic и Apple, по итогам которых игру удалили из App Store. Нужно ли говорить, что в перспективе это может крайне негативно отразиться на общей прибыли от "форточки". Ну а вторым моментом стало постепенное снижение популярности игры на стриминговых платформах. Нет, ее все еще смотрит достаточно много народу, но ни о каком повальном хайпе речь уже не идет.
Warzone
Как вы помните, на момент релиза Warzone пользовался огромной популярностью среди игроков: тут была отличная стрельба, множество забавных механик, и, что самое главное, игра была абсолютно бесплатной. Казалось бы, ну что мешает Activision Blizzard развить этот успех путем регулярного выпуска нового контента, что со временем могло бы превратить Warzone в один лучших battle royale'ей на рынке.
Но тут, как обычно и бывает, вмешались проблемы производственного цикла Call of Duty, помноженного на желание заработать побольше денег побыстрее. Все-таки регулярные обновления для Warzone'ы были делом хлопотным и обещали окупиться лишь в далекой перспективе. А ведь нужно было уже начинать работу над над CoD: Vanguard, который обещал продаться многими миллионами копий. Да и судя по тому, что мы получили на релизе, особых усилий его создание не потребовало.
Конечно же, разработчики продолжали выпускать пачти для Warzone раз в несколько месяцев, вот только нового контента в них было совсем немного: пара ивентов, горсточка обвесов, мелкие изменения карт и какие-то правки баланса. Ах да, была еще и проблема читеров, которые продолжали успешно терроризировать сервера из сезона в сезон. Так что неудивительно, что весь прошлый год интерес пользователей к игре неуклонно снижался. И только под конец 2021 нам представили крупный апдейт с новой картой Калдера, обновленным анти-читом и целым ворохом свежих багов, который помог несколько оживить комьюнити Warzone'ы.
Что же до соревновательной составляющей, то она до сих пор представляет из себя набор фановых турниров от сторонних организаторов. И благодаря наличию парочки популярных стримеров в списке участников, они стабильно находят свою аудиторию. Хотя и здесь заметно постепенное снижение интереса к дисциплине.
Если бы не декабрьская обнова, то этот год можно было бы назвать провальным для Warzone'ы. Ну а так... играть в нее все еще интересно, смотреть – тоже. Поэтому если ActiBlizz все-таки начнут чуть серьезнее относится к своему battle royale'ю, то вполне вероятно, что он проживет еще очень и очень долго.
Итоги года в других дисциплинах: