minolta

24 декабря в 0:10

29840

Пробуждение Дракона. Большие итоги 2021 года в Dota 2

До нового года остались считанные дни, а значит, пора подвести традиционные итоги года уходящего и вспомнить главные события, произошедшие в киберспорте. Начнем с дисциплины Dota 2. После того, как Valve решили аннулировать сезон 2020 года и с нуля провести юбилейный сезон, многие ожидали чего-то грандиозного, но начало сезона намекало больше на разочарование, однако WePlay AniMajor и последующий триумф Team Spirit на The International 10 напомнил нам, за что мы любим Dota 2.

Что изменилось в игре за 2021 год

Скорость, с которой Valve обновляет Dota 2, давно стала мемом. И действительно, в 2021 году было всего два крупных патча – 7.30, 7.29, а первые четыре месяца прошли на версии 7.28 (которая вышла в середине декабря 2020 года), плюс для каждой версии выходило от трех до четырех балансных патчей. Да, номерные патчи в Доте несут серьезные изменения, а на то, чтобы прочитать весь патч-ноут, уйдет час-другой времени, но это все равно два патча в год.

Можно было бы снова журить разработчиков и обвинять их в лени, если бы не одно "но": за 2021 год вышло три новых героя: Hoodwink, Dawnbreaker и Marci; два внутриигровых события: Враждостояние и Лабиринт Аганима: Колдовской Континуум. Перед The International переработали DotaTV, а также создали новый сайт, на котором доступны прямые эфиры и записи игр, расписание предстоящих матчей и результаты команд DPC-сезона. Это действительно серьезная работа, по меркам Valve.

 news_61c362fda3a92.png

Аудитория игры не сильно изменилась по сравнению с 2020 годом, средний онлайн держится на уровне 400 000+ человек, а пиковый – около 700 000 игроков. После The International 10 интерес к игре вырос, а вот выход аниме "DOTA: Кровь дракона" слабо повлиял на популярность игры.


Аниме DOTA: Кровь дракона

news_61c363c59b3f2.jpg

На Netflix успешно прошла премьера аниме "DOTA: Кровь Дракона", а в январе 2022 нас ждет продолжение истории. Над проектом трудится студия Studio MIR, известная по сериалу "Легенда о Корре". По итогам первых дней показа, аниме заняло лидирующие позиции в топах пяти стран: России, Украины, Сербии, Болгарии и Филиппин. В целом, зрители и критики положительно встретили выход сериала по Доте.

news_61c3644448680.jpeg

Анимационный сериал рассказывает о драконьем рыцаре Дэвионе, странствующем по свету, чтобы бороться с силами зла и помогать нуждающимся. Роковая встреча с принцессой Мираной и древним драконом Слайраком вынуждает героя стать участником кампании по спасению мира.

У нас на сайте можно прочитать рецензию на "DOTA: Кровь Дракона".


Скандалы в Dota 2

Xiao8 обвиняется в ставках и организации подставных матчей

news_61c47733e6135.jpg

Конец DPC-сезона стал сильным ударом для состава PSG.LGD. В очередной раз организация занимает второе место, проигрывая в финале команде из квалификаций. Но этого оказалось мало, и 18 октября бывшая жена тренера вице-чемпионов заявила, что Чжан "xiao8" Нин неоднократно делал ставки на матчи по Dota 2, включая игры собственной команды. В качестве доказательства девушка предоставила скриншоты с аккаунта Чжан Нина. На одном из них видно, что xiao8 поставил на победу Team Aster на China Pro Cup S1 против LGD на коэффициент 2,55.

Скандал несколько стих, но в начале декабря киберспортивная организация попросила Valve изучить все улики с целью доказать или опровергнуть обвинения в сторону xiao8. При этом представители клуба заявили, что уверены в честности результатов TI10, однако расследование необходимо, чтобы окончательно убедиться в этом. Если xiao8 признают виновным, то ему грозит пожизненный бан, а также возможны санкции против игроков и менеджеров состава, которые могли участвовать в сговоре.

В нашем регионе можно встретить мнение о том, что xiao8 – человек с безукоризненной репутацией, но в Китае это далеко не так. Чжан Нин обвинялся в обмане молодых игроков и психологическом давлении на участников состава EHOME.


Бесхозный слот в DPC-сезон подобрал женский состав, а Valve отобрали

news_61c477b65a40a.jpg

Многие критиковали систему слотов DPC, и случай в Северной Америке тому яркий пример. После квалификации на The International 10 участники состава bumble bEE's (ex-S A D B O Y S) либо нашли себе новую команду, либо решили пропустить начало сезона. Получилось так, что слот у команды был, а команды не было. Этим воспользовался Макс “Hotaruz” Бэйтман, который каким-то образом получил доступ к аккаунту команды и зарегистрировал себя и еще четырех девушек для участия в DPC-сезоне 2021/2022. 

Reddit тут же вскипел и требовал от Valve действий. Девушки заверяли, что все честно и они не нарушили никаких правил. И действительно, все было совершенно согласно своду правил, но это не уберегло потенциально первый женский состав в системе DPC, и Valve отобрала у них слот. Команду отправили в открытые квалификации, где они и остались.

В этой истории есть еще одна занимательная деталь. Менеджер и организатор женского состава, Hotaruz, ранее работал с San Francisco Shock (состав NRG по Overwatch) и был замешан в скандале о сексуальных домогательствах.


Непрочитанное письмо

news_61c477fae5e77.jpg

Забавный случай произошел в Европе. На reddit’е заметили в одном из VLOG’ов Alliance, что во время игры им помогает тренер, и тут же поднялось обсуждение, а N0tail публично обвинил шведскую организацию в читерстве и посетовал на то, что они предлагали Valve эту идею в 2019 году, но они отказали.

Правда, оказалось, что Alliance ничего не нарушали и делали все согласно правилам. Об изменение роли тренера ESL сообщила командам через e-mail, но, видимо, никто не удосужился его прочитать.

Казалось бы, обычное недопонимание и можно закапывать топор войны, но вместо этого n0tail обвинил Alliance за то, что те не сообщили другим командам об этом, а ESL – за то, что они доносят информацию командам через электронную почту.

В итоге вмешались Valve и запретили участие тренеров, а накал страстей быстро стих, и Йохан Сундштайн временно сменил свой ник на n0mail.


Рожденные побеждать

news_61c47815a511c.jpg

Так уж сложилось, что весь 2021 год Na’Vi попадали на заголовки новостей не из-за своих хороших результатов, а из-за скандалов. Началось с того, что организация не смогла организовать игроков перед турниром в Сингапуре и отправила тех по домам, решать личные вопросы. Как итог, половина состава заразилась коронавирусом, и команда пропустила первый мейджор сезона.

Далее последовал кик GeneraL’а перед стартом нового тура DPC, что фактически лишило Виктора Нигрини шанса найти новую команду. В свое оправдание Na’Vi выпустили ролик с объяснениями, который сделал еще хуже и пополнил ряды недоброжелателей организации.

Далее случилась ситуация с AS Monaco Gambit. После провала второго тура региональной лиги Рожденные побеждать переманили к себе No[o]ne и Sonneiko, чем вынудили Gambit играть AniMajor со стендинами.

Ну и, конечно же, сама квалификация на The International. Команда из dota-звезд, амбиции чемпионов галактики, а результат – топ-6 СНГ и роспуск состава. Казалось, настало время учиться на своих ошибках и делать ставку на молодежь, как поступили Team Spirit и Virtus.pro. Но нет, не дожидаясь начала The International 10, Na’Vi подписывают очередной all-star состав и возвращают GeneraL’а в команду, видимо, для того, чтобы было кого кикнуть.


Киберспорт

news_61c364b5da6ff.jpg

Переходим к главному – киберспорту. 

Сезон 2020 года в Dota 2 прошел странно. Первые мейджоры и майноры подарили множество ярких эмоций, а потрясающая атмосфера новогодней сказки на WePlay! Bukovel Minor 2020 до сих вспоминается с теплотой. Казалось, что предстоящий юбилейный сезон будет лучшим в истории Dota 2, но случилось то, что случилось. Глобальная пандемия, карантины, отмена мероприятий. Если другие компании предпринимали попытки провести свои турниры, то Valve просто ждали и ничего не делали. Точнее, делали Компендиум, который в очередной раз обновил рекорды призового фонда The International: 40 018 195 долларов! Но ни самого TI, ни каких-либо онлайн-турниров от Valve мы не дождались. Все было перенесено на 2021 год.


Новый регламент DPC-сезона

news_61c364ea38b08.jpg

Словно дожидаясь нового года, Valve 1 января 2021 представляют обновленные правила для предстоящего сезона Dota Pro Circuit 2021. На смену майнорам пришли региональные лиги: 2 дивизиона и 16 команд в каждом из шести регионов борются за попадание на мейджор.

Соревновательный год разделен на три части: 2 региональных сезона, каждый из которых завершится мейджором, и непосредственно юбилейный The International 10. От открытых квалификаций на TI отказались, путевку на главный турнир года будут разыгрывать участники DPC-сезона.

Для поддержки команд Valve ввели “наборы фанатов”, покупкой которых игроки смогут поддержать любимый коллектив. 

news_61c3652a6a004.png

На смену безумным марафонам квалификаций на мейджоры/майноры пришла более размеренная система региональных лиг. Команды играют по несколько встреч в неделю, а участие на сторонних турнирах для них запрещено. 

Изменения выглядят как попытка структурировать соревновательную сцену и сделать ее более привлекательной для киберспортивных организаций. Но на Valve обрушилась волна критики за то, что главные проблемы прошлых DPC-сезонов им так и не удалось решить. 

Помимо того, что хорошие результаты на мейджоре в начале года гарантируют попадание на The International в конце сезона, добавилась новая проблема: пробиться на TI стало возможно только благодаря результатам в региональных лигах. Такой подход позволил пробиться на главный турнир года слабым командам из слабых регионов: три команды из Южной Америке попали на The International и уверенно заняли последние строчки турнирной таблицы, заработав при этом солидные 100 000 $, а beastcoast и вовсе забрали 600 000 $. Но не будем спешить.


ONE Esports Singapore Major 2021. Dota 2 возвращается на LAN

news_61c365db4637f.jpg

Пока dota-комьюнити обсуждало изменения в регламенте и следило за неспешно протекающей региональной лигой, приближалось долгожданное возвращение на LAN. Все ждали праздника Доты, но все вышло странно. О том, кто и как прошел на турнир, можно прочитать в нашем превью ONE Esports Singapore Major 2021.

Первый мейджор сезона принимал Сингапур, без зрителей и, так уж вышло, без двух команд и с большим количеством замен игроков. До турнира не смогли добраться Natus Vincere и beastcoast, а Team Aster, OB Esports x Neon, Quincy Crew, Team Nigma и T1 вынуждены были играть со стендинами. Уровень продакшена тоже был далек от топового – не этого фанаты Доты ждали целый год.

Но это касается организационных моментов. Сами игры – они были отличные. Были андердоги из Thunder Predators, которые демонстрировали свою особую перуанскую-магию – первое место по итогам групповой стадии и победы в плей-офф над Team Aster и нашими ребятами из Virtus.pro. Были неожиданно сильные Evil Geniuses. Не обошлось и без крушения колоссов – Team Nigma не прошли стадию Wild Card. Команды, от которых ждали хороших выступлений, не подвели: Team Secret, Invictus Gaming и LGD заняли высокие места.

В финале встретились EG и Invictus Gaming. Команда из Северной Америки лидировала во встрече 2:0 и была в шаге от победы на третей карте, но героическая защита хайграунда от Invictus Gaming и победа на двух оставшихся картах, и китайский коллектив – чемпионы первого мейджора нового сезона. 

Что же касается наших коллективов, то Na’Vi не добрались до турнира, Gambit имели все шансы пройти стадию Wild Card, но уступили в переигровках Team Liquid. Virtus.pro были безоговорочными лидерами региона и выглядели как достойные приемники “золотого состава”. По итогам региональной стадии Медведи получили слот сразу в стадию плей-офф, где вначале уступили LGD 0:2, с трудом переиграли Quincy Crew 2:1, а после их путь по нижней сетке прервали перуанцы из Thunder Predators со счетом 0:2. Итоговое восьмое место и оправдание неопытностью молодой команды на LAN’ах.

На ONE Esports Singapore Major 2021 могли попасть и Team Spirit: по итогам региональной лиги Драконы делили третье место с AS Monaco Gambit, но будущие чемпионы TI уступили в переигровках и отправились готовится к следующему туру DPC-сезона и мейджору в Киеве.


WePlay AniMajor. Сила в аниме

news_61c365fcd5143.jpg

Когда мы говорим о WePlay как о турнирном операторе, то всегда вспоминается необычный тематический продакшен, но обычно это были небольшие турниры – было интересно узнать, что в итоге получится на мейджоре. И WePlay не подвели, тематику аниме раскрутили на полную: представление команд в виде аниме-опенингов, костюмы, декорации, пре-шоу перед финалом, интервью у лапшичной и многое другое. На наш скромный взгляд, это был лучший за все время мейджор по продакшену. И даже отсутствие зрителей не испортило впечатление от турнира. Но есть и ложка дегтя – все это касалось только англоязычной трансляции. Maincast сделал из веселого и необычного мероприятия серый и невзрачный турнир с обилием рекламы, за что и получил волну критики от русскоязычного dota-сообщества.

Если вы хотите подробнее прочитать о мейджоре в Киеве, то на нашем сайте можно найти серию материалов, посвященных AniMajor’у:

AniMajor в первую очередь примечателен тем, что большинство участников мейджора уже гарантировали себе путевку на The International, что явно указывало на серьезные проблемы в системе DPC, но благодаря Team Spirit, Team Nigma и T1 интрига жила до последнего.

Сенсацией турнира можно было бы назвать вылет Team Secret из Wild Card стадии, но команда Пупея проводила региональный сезон спустя рукава, а на мейджоре экспериментировала с драфтами, заявляя, что их цель – The International и победа на мейджоре их не интересует.

news_61c479a6709f0.jpg

Team Spirit могли совершить чудо и получить прямой инвайт на The International, но феноменальное выступление T1 из Юго-Восточной Азии и поражение от Vici Gaming отправили Драконов в квалификации. 

Virtus.pro продолжили доминировать в своем регионе, и казалось, что они должны были поработать над своими сингапурскими ошибками. Но результат оказался даже хуже: поражение в верхней сетке от Team Nigma и последующее поражение от Vici Gaming отправили Медведей домой. Коллектив должен был стать главной надеждой СНГ на предстоящем The International, и для решения проблем команда решила взять себе в штат тренера.


Долгий путь на The International 10

После завершения WePlay AniMajor 2021 одни команды начали подготовку к The International 10 в Швеции, других ожидала квалификация. О том, как проходили квалификации, можно прочитать в серии наших материалов; особое внимание следует уделить финалу СНГ-квалификации между Team Spirit и Team Empire. Будущие чемпионы TI были в шаге от того, чтобы пропустить главный турнир года. 

Как проходили квалификации на The International 10:

Первоначально турнир планировалось провести с 18 по 23 августа 2020 года в Avicii Arena в Стокгольме, Швеция. Из-за пандемии COVID-19 Valve ориентировочно отложила старт мероприятия до 5 августа 2021. Однако ближе к этой дате в Швеции были ужесточены карантинные меры, и проведение The International 10 стало невозможным. Valve совместно с турнирным оператором PGL приняли решение провести турнир с 7 по 17 октября в столице Румынии Бухаресте, на Arena Națională. 

news_61c366d2735ba.jpg

Может показаться странным выбор Румынии как принимающей стороны, но, во-первых, PGL – это румынская организация; во-вторых, на тот момент в Румынии были самые мягкие карантинные меры, что позволяло провести мероприятие при полных трибунах, а получить визу в страну не составляло труда. Мы оценивали стоимость поездки в Бухарест на The International, и оказалось, что это самый доступный для жителей СНГ способ попасть на главное Dota-событие года. 

Но ближе к дате проведения эпидемиологическая ситуация в стране ухудшилась, и сначала говорили о 50% наполнении трибун, а позже пришлось полностью отказаться от проведения турнира со зрителями.

Организация турнира такого масштаба на новом месте требовала времени, и у команд появилось два свободных месяца. Этого времени хватило бы на то, чтобы провести два крупных турнира ESL One Fall 2021 и OGA Dota PIT Invitational. В финале последнего встретились PSG.LGD и Team Spirit. Сильнее оказался китайский коллектив, но мало кто мог подумать, что через месяц им предстоит еще одна финальная встреча – уже на TI10, и что Драконы возьмут реванш над подопечными xiao8.


The International 10. Сказка о Драконе

Экстренный перенос турнира в другую страну, неожиданное ужесточение карантинных ограничений, отсутствие зрителей – все это наложило серьезный отпечаток на продакшен. Но Valve выжали, наверное, максимум из того, что у них было. Приятная церемония открытия и забавные ролики о том “За что мы любим Dota 2” или нуарный детектив создали дружелюбную и приятную атмосферу без вычурной официозности. Игроки во время интервью не стеснялись в выражениях: чего говорить, шоу-матч изобиловал таким количеством нецензурной брани, что порой не верилось, что это турнир на 40 млн $. Можно по-разному относиться к такому подходу, но именно он сблизил комьюнити и показал: все мы – часть одной игры, и нет разницы, киберспортсмен ты или заходишь сыграть одну карту после работы, и нами движут одни и те же страсти.

 

Еще одним единением комьюнити на The International стали Team Spirit. Они повторили подвиг OG – прошли путь от квалификаций до Аегиса. Как Team Liquid, они пробирались до заветной мечты через нижнюю сетку. Но главное, они влюбили в себя весь dota-мир. Следить за тем, как молодые ребята идут к своей мечте, было завораживающе, и быть свидетелем, частью этого действия – непередаваемые эмоции. Казалось, логика покинула Национальный стадион в Бухаресте – перед финальной встречей наша команда, по ставкам фанатов Доты, была фаворитом в матче против PSG.LGD. Таганрог, магнус-такси, волосы богам Доты – юбилейный десятый The International подарил море эмоций и заново влюбил целый регион, а то и мир, в игру. Успех ребят стал главной новостью в отечественных СМИ, даже правительство России отметило успехи Team Spirit.

Про The International 10 на нашем сайте вышла серия материалов:

Спустя 10 лет чемпионский Аегис возвращается в СНГ. Спустя 10 лет две команды из СНГ в топ-6 The International. Не хочется думать о том, что следующий успех придется также ждать долгих десять лет. Поэтому пожелаем всем нашим ребятам успехов.


Новый сезон уже начался, но основная борьба развернется только со следующего года, а 2021 год хочется проводить мажорным аккордом победы Team Spirit на The International 10. 

С наступающим Новым годом, друзья!

news_61c47c2659e3b.jpg


Итоги года в других дисциплинах:

  • TBD.