Izzard

29 января в 21:15

19184

От Дэвида Крейна до Бобби Котика: история компании Activision

Компания Activision Blizzard является одной из крупнейших компаний в игровой индустрии. Название Activision сейчас прочно ассоциируется с именем Бобби Котика и зарабатыванием гор денег, но так было далеко не всегда – ведь было время, когда у руля компании стояли совсем другие люди, которые проповедовали совсем другие принципы. Более того, Activision много-много лет назад совершила настоящую революцию, став, по сути, первой независимой студией по созданию видеоигр. Давайте устроим небольшой экскурс в прошлое и вспомним историю этой компании.

news_61f4f38ab7ff4.jpg

Все начинается с Atari

Все началось еще в конце семидесятых, с компании Atari. Основателем Atari был человек по имени Нолан Бушнелл, и поначалу его детище представляло собою типичный старт-ап. В том смысле, что это был этакий романтичный проект от человека, который действительно любил видеоигры и для которого они были в первую очередь искусством, а потом уже бизнесом. Нолан Бушнелл считается одним из отцов-основателей индустрии компьютерных игр, ну и Atari, сами понимаете, является знаковой для этой индустрии компанией.

news_61efedf2cc88a.jpg

В какой-то момент Бушнелл продал Atari конгломерату Warner Communications. Ситуация получилась двоякая: с одной стороны, компания Atari получила финансовую стабильность и благодаря этому смогла завоевать рынок игровых приставок с помощью своей Atari VCS, она же Atari 2600. С другой стороны, в 1978 году Бушнелл разругался с советом директоров, и его убрали из компании; акцент деятельности Atari, соответственно, сместился с творчества на зарабатывание денег.

news_61efee0b5ae01.jpeg

В то время у компаний были собственные консоли для видеоигр и были собственные разработчики, которые для этих консолей делали игры. Собственно, по-другому в те времена и не бывало – такого понятия, как независимый разработчик видеоигр, просто не существовало.

При этом в Atari отношение к создателям игр было весьма посредственным: разработчиков не упоминали в титрах, дабы их не переманили конкуренты, а также им не выплачивали никаких бонусов за создание особенно прибыльных игр. В какой-то момент эффективные менеджеры пообещали, что "пацаны, все будет, вы только пилите игры", но время шло, а ситуация никак не изменялась. Разумеется, это повлияло на мораль сотрудников и их отношение к руководству.

Творческие люди не любят, когда им лгут, поэтому в компании был своего рода бунт. Многие уходили, а другие – угрожали уйти. Удовлетворенность условиями работы в отделе программистов была как никогда низкой.

Дэвид Крейн, основатель Activision

Бунт! И рождение Activision

news_61efee27e3044.jpg

Дэвид Крейн, 2013 год

В 1979 году маркетинговый отдел Atari подготовил документ, в котором было отмечено, какие игры в прошедшем году продавались лучше всего. Это должно было натолкнуть разработчиков на определенные мысли и позволить им понять, какие игры нравятся аудитории. И в тот момент человек по имени Дэвид Крейн внезапно для себя обнаружил, что несколько созданных им игр принесли компании более 20 миллионов долларов, тогда как его зарплата по-прежнему составляла всего лишь 20 тысяч долларов в год. И вообще – из 35 разработчиков, трудившихся в штате компании, всего четыре человека делали 60% продаж игр Atari. Одного из этих четырех мы уже назвали – это Дэвид Крейн. Трое других – Ларри Каплан, Алан Миллер и Боб Уайтхэд.

Этот документ аукнулся менеджерам, ведь благодаря ему стало понятно, насколько ценным может быть геймдизайнер. Создание игр в те времена было "процессом одного человека". Один и тот же человек отвечал за креативный дизайн, прописывал сюжет, рисовал графику, создавал музыку и звуковые эффекты, от начала и до конца писал код, а в конце еще и тестировал игру. Когда я увидел документ, из которого было понятно, что я в одиночку сделал несколько игр, заработавших 20 миллионов, то мне стало интересно, почему же я совершенно анонимно тружусь всего за 20 тысяч в год.

Дэвид Крейн, основатель Activision

Четверка разработчиков встретилась с генеральным директором Atari Рэем Кассаром и потребовала у него, чтобы в компании к создателям игр относились так же, как музыкальные лейблы относятся к своим исполнителям – указывали их авторство в играх, а также отчисляли процент от продаж успешных игр. Кассар в ответ на такое предложение посмеялся им в лицо и сказал, что уж сделать игру для картриджа может кто угодно.

Рэй Кассар посмотрел нам прямо в глаза и сказал: "Для Atari вы не важнее, чем кто-нибудь из ребят, которые на конвейере упаковывают картриджи в коробки". После того принять решение об уходе было довольно легко.

Дэвид Крейн, основатель Activision

news_61eff05155896.jpg

Первый логотип компании, так называемая "радуга Activision"

Тогда четверо разработчиков ушли из Atari и с помощью венчурного капиталиста Джима Леви в 1979 году основали собственную компанию под названием Activision. Эффективные менеджеры в Atari довольно быстро сообразили, что их компанию покинули ценнейшие сотрудники. Вот только вместо того, чтобы постараться как-то урегулировать разногласия, корпораты решили засудить новоиспеченных стартаперов за нарушение авторских прав.

Компания Atari выкупала целые страницы в журналах и тратила это печатное место на то, чтобы выставить нас преступниками. Но мы ведь просто занимались тем, чем хотели заниматься.

Дэвид Крейн, основатель Activision

Основание Activision стало поистине историческим событием. До этого момента разработкой игр для консолей занимались те же компании, которые эти консоли выпускали. Activision стала первым, если хотите, независимым создателем игр. 

news_61efeeb063466.gif

Activision, 1980 год

За несколько лет Activision сумела неплохо так разогнаться. Первые игры компании собирали довольно умеренную кассу, но потом в 1981 году вышла Kaboom!, которая разошлась тиражом более 1 миллиона копий. На следующий год состоялся релиз Pitfall, которую купили уже более 4 миллионов раз. Компания Activision была одной из первых, которые начали размещать на коробках с картриджами скриншоты игрового процесса – чтобы покупатели сразу понимали, что за игру они приобретают. И вообще, парни очень заботились о своем бренде и старались делать максимально качественные игры.

В 1983 году компания стала публичной, на ее акции был огромный спрос.

Activision конца 70-х и начала 80-х была особенным местом. Мы словно неслись вперед на ракете, все хотели у нас работать. Отбор проходили только самые лучшие и самые умные, и в результате в нашей компании было полно людей, которые хотели добиваться максимальных результатов. Когда объемы продаж достигли 60 миллионов, у нас было 60 сотрудников. А нужно довольно упорно трудиться, чтобы на 1 человека в штате приходился 1 миллион продаж.

Дэвид Крейн, основатель Activision

Вслед за Крейном и его друзьями все большее и большее количество разработчиков стали уходить из крупных корпораций "на вольные хлеба", и это навсегда изменило игровую индустрию. Изменило не только в том смысле, что появилось такое понятие, как "независимый разработчик".

Дело в том, что после успеха Activision нашлось много желающих урвать свой кусок видеоигрового пирога. Одна за другой стали появляться другие независимые студии. Найти инвестиции было легко – венчурные капиталисты готовы были финансировать любой старт-ап, предвкушая баснословные прибыли. Вот только в большинстве этих новых компаний не было профессиональных геймдизайнеров, и поэтому игры у них получались паршивыми. Но при этом этих игр было много... Очень много.

Когда мы увидели, насколько плохие игры они делают, мы покачали головами и пришли к выводу, что все эти ребята выйдут из бизнеса уже в течение года. Но вот чего мы не предвидели – это того, как их деятельность скажется на этом самом бизнесе.

Дэвид Крейн

В результате консольный рынок оказался перенасыщен продукцией и элементарно обвалился. Так, в 1983 году суммарные объемы продаж в консольной индустрии достигли 3,2 миллиарда долларов, а уже по итогам 1985 года просели всего до 100 миллионов.

news_61eff75059a66.jpg

Игра E.T. по одноименному фильму Стивена Спилберга часто упоминается как одна из причин краха рынка видеоигр. "Инопланетянин", безусловно, внес свое лепту, но и без него проблем хватало.

Многие независимые студии обанкротились и закрылись, но Activision удержалась на плаву. Тем не менее на рынке все еще было много игр, которые нужно было как-то сбывать. В результате торговые сети начали продавать такие игры за бесценок целыми пачками. Большинство покупателей выбирали "игры оптом", и доходы Activision упали с 30 миллионов в 1983 году до 6–7 миллионов в 1984 году.

Дети по-прежнему просили у своих родителей новую игру Activision на Рождество. Но когда какой-нибудь папаня приходил в магазин, то понимал, что за те же 40 $ он может купить не одну, а целых пять игр; стать чуть ли не героем в глазах своего чада. Так что продажи новейших и качественных игр просели почти до нуля.

Дэвид Крейн

Для того, чтобы как-то удержаться на плаву, компания перестроилась на производство игр не только для консолей, но и для ПК. Генеральным менеджером компании стал Брюс Дэвис, который сменил на этом посту изначального СЕО Джима Левая. Один из основателей Activision Дэвид Крейн не ужился с новым директором и вскоре после его назначения покинул студию.

Смерть и Котик

Activision, пытаясь как-то начать вновь зарабатывать, переименовалась в Mediagenic, но продолжала нести убытки. В 1991 году у компании было долгов на 30 миллионов долларов, тогда как стоимость имущества составляла всего 2 миллиона. Другими словами, боссы Activision даже не могли продать что-то из своих активов, чтобы покрыть задолженности и удержаться на плаву.

news_61eff86693c59.png

Тогда-то на горизонте и появился небезызвестный Бобби Котик, который на тот момент уже несколько раз неудачно пробовал начать бизнес в игровой индустрии. Котик понимал, что тогда – в 1991 году – сама по себе Activision большой ценности не представляла и даже стоила не слишком дорого. Но у этой компании все еще было имя, и именно имя и нужно было Бобби Котику. Он мог создать собственную компанию с нуля и потратить годы и миллионы долларов на то, чтобы создать ей репутацию. Либо же он мог прямо сейчас практически за бесценок купить Activision и получить компанию уже с репутацией, и репутацией очень хорошей. Бобби выбрал второе и в партнерстве с несколькими другими инвесторами купил Activision всего за 440 тысяч долларов. Точнее, он и несколько его партнеров купили себе треть компании, но этого было достаточно для того, чтобы Котика назначили генеральным исполнительным директором. Также в руках Бобби оказались 9% акций.

Имя Activision все еще представляло ценность. Когда Бобби Котик покупал компанию, то главным образом он покупал именно имя. Ну и еще огромный долг, который оставил ему Брюс Дэвис. Под управлением Бобби Котика компания вернула былые силы, и нужно воздать ему за это должное. Но это была уже не та Activision, которую я знал и любил.

Дэвид Крейн

Помнится, в начале 90-х у нас был бизнес-план, как заработать миллиард. Я уже не помню, почему именно такая цель, но вроде как мы хотели быть такой же крупной компанией, как Electronic Arts.

Бобби Котик

Новая жизнь

Купив Acivision, Бобби Котик принялся наводить в компании порядок. Он уволил почти всех сотрудников (из 150 осталось только 8), перенес штаб-квартиру в Лос-Анджелес и взялся привлекать инвестиции. Помимо инвестиций Котик привлекал также разработчиков, которым обещал относительную независимость и творческую свободу. В дальнейшем это и стало одним из ключевых элементов стратегии Бобби: найти перспективный проект, дать ресурсы на разработку, а потом пожинать плоды успехов.

Нам приходилось сдавать банки из-под содовой, потому что нужны были деньги. Мебель тоже пришлось продать. Но в компании была горящая идеей группа людей, которые хотели вернуть некоторые из оригинальных игр Activision для Atari. И еще была группа людей, которые хотели делать из текстовых адвенчур уже графические адвенчуры. Мы были небольшой компанией, где-то 60 человек, но именно это и было, по сути, началом моей работы в качестве СЕО.

Бобби Котик

Так в 1997 году была куплена Raven Software Corporation, известная по серии игр Heretic. В 1998 году Activision, помимо прочего, приобрела права на новую часть Quake от id Software, и год спустя выступила издателем легендарной Quake III Arena.

news_61eff8b606ae2.jpeg

В 1999 году студия Neversoft выпустила Tony Hawk’s Pro Skater – первый крупный хит, который вышел из-под крыла Activision. Несколько лет спустя Бобби Котик профинансировал группу разработчиков, которые ушли из Electronic Arts, где им не понравились условия работы. Так появилась Infinity Ward, которая создала всемирно известную Call of Duty. В 2006 году Activision за 100 миллионов купила студию FreeStyleGames, которая создала Guitar Hero – и впоследствии отлично наварилась этом бренде. К 2009 году игры этой франшизы принесли 2 миллиарда.

Наша философия была противоположна философии Electronic Arts. Они там, по сути, берут под свой полный контроль процесс разработки продукта. Они покупают разработчика, и эта студия получает название "EA такая-то" – например, EA Vancouver. Нам же нравится идея того, что разработчик – это предприниматель, у него есть своя идентичность, и пусть он эту идентичность сохраняет. Такой подход помогает добиваться успеха в разработке игр.

Бобби Котик

Activision Blizzard

Во все том же 2006 году с Котиком связался Жан-Бернар Леви, которого тогда назначили генеральным директором Vivendi. У французского конгломерата было игровое подразделение, которое (за исключением Blizzard с ее World of Warcraft) зарабатывало далеко не так хорошо, как хотелось бы. Жан-Бернар Леви хотел купить Activision и заиметь столь талантливого управляющего, как Бобби Котик, – человека, который уже неоднократно доказывал, что у него великолепная чуйка на хиты. Точнее, на компании, которые эти хиты делают.

Поначалу Котик сомневался. Современная Activision была его детищем, в каком-то смысле его ребенком (хоть и приемным), и он не хотел терять независимость – объединение с Vivendi предполагало распределение акций в 52% на 48% в пользу французов. Но встреча с Майком Морхеймом, который рассказал Котику об охвате World of Warcraft и о том, каким успехом эта игра пользуется на китайском рынке и какие деньги она там зашибает, переубедила Бобби. В итоге компании Activision и Vivendi объединились, и так появилась Activision Blizzard. В этом объединении Бобби Котику принадлежало всего 2% акций, но при этом он был назначен генеральным директором игрового направления.

news_61eff8e7ecea8.jpg

Через несколько лет в Vivendi наметилась реструктуризация. Компания набрала долгов, а инвесторы начали требовать, чтобы бизнес сконцентрировался на телекоммуникациях. Французы начали искать, кому бы продать Activision Blizzard, и здесь уже привычно подсуетился Бобби Котик. С его подачи Activision в 2013 году выкупила у Vivendi собственную независимость (а заодно и Blizzard) за 8,17 миллиарда долларов. Бобби получил практически абсолютную власть и смог рулить компанией, куда ему хотелось. А хотелось ему – как и инвесторам – в сторону получения максимальной прибыли. Собственно, так было и прежде, но теперь Бобби был главным.

Activision превратилась в настоящую машину по зарабатыванию денег, которая ехала на популярнейших франшизах вроде Call of Duty и World of Warcraft. В 2016 году Бобби Котик прибрал к рукам азиатского разработчика мобильных игр King, после чего суммарное количество пользователей в играх компании составило 500 миллионов человек. Стоимость акций стабильно росла и в 2018 году достигла рекордного для компании показателя – 81,27 $ за штуку. После этого была серьезная просадка, но в конце лета 2020 года была засвидетельствован новый рекорд: 83,21 $. Примерно через полгода, в феврале 2021 года, стоимость акций составила 103,81 $ за штуку.

Конечно, правление Котика был далеко не безоблачным. И даже наоборот: некоторые управленческие решения наносили серьезный урон имиджу компании. Вспомнить хотя бы внезапное увольнение порядка 800 сотрудников, неожиданное закрытие офиса в Версале, постепенное увядание Blizzard, да и история с выдворением из компании глав Infinity Ward Винса Зампеллы и Джейсона Уэста тоже была очень мутной. Но эти и подобные события не волновали совет директоров, пока акции росли, а компания исправно отчитывалась о все новых рекордах.

news_61effcdac23ed.png

А потом все вдруг пошло под откос. В 2021 году разгорелся скандал с домогательствами в Blizzard. Далее последовали откровения сотрудников (и особенно сотрудниц) других студий Activision Blizzard. Новые игры от "близзов" застряли где-то в производственном аду: Diablo 4 и Overwatch 2 где-то за горизонтом, Diablo Immortal прозябает на каких-то бета-тестах, про Warcraft III: Reforged лучше и не вспоминать. Даже новая Call of Duty, пусть и заработала хорошие деньги, выступила хуже предшественниц. И вот уже акции просели до 60 долларов за штуку, и вот уже на пороге стоит, широко улыбаясь, Фил Спенсер. С предложением, от которого невозможно отказаться.

news_61f0019adb3b8.jpg

Не известно, что ждет Activision (Blizzard) в будущем. Бобби Котик говорит, что готов на любую должность в компании. Фил Спенсер заявляет, что хотел бы возродить старые франшизы. Фанаты близзов робко начинают надеяться на достойное возвращение старкрафта, варкрафта, дьяблы и так далее. А ведь мы пока что даже не знаем, пройдет ли сделка – покупку конторы Бобби Котика компанией Microsoft вполне могут не одобрить соответствующие регулирующие органы.

Одно можно сказать точно: история Activision продолжается спустя, страшно сказать, 40 лет после основания компании. За это время Activision совершила революцию в геймдеве, практически обанкротилась, благодаря деловой хватке Бобби Котика (ну, помимо прочего) стала лидером индустрии, а теперь оказалась частью крупнейшей сделки в истории видеоигр.

Это уже давно не та компания, которую когда-то основал Дэвид Крейн сотоварищи. Скоро это, вероятно, будет уже даже не та компания, которую поднял из пепла и одел в шелка Бобби Котик. И давайте понадеемся, что очередное преображение будет в лучшую сторону.